Кинофестиваль Карловы Вары 2015. Первый шаг и признанное мастерство

03.10.2012

В рубрике мы вновь отправляемся в Карловы Вары, где проходит юбилейный 50-й Международный

кинофестиваль Карловы Вары. РћСЃРѕР±РѕР№ популярностью Сѓ зрителей знаменитого киносмотра пользуются конкурсная секция «РќР° восток РѕС‚ Запада» Рё ретроспективные показы. Р’ первом случае интерес зрителей подогрет возможностью посмотреть СЂСЏРґ дебютных фильмов молодых, находящихся РІ РїРѕРёСЃРєРµ собственного стиля режиссеров. Р’ случае ретроспективных показов речь идет Рѕ стремлении сосредоточить внимание РЅР° творчестве мастеров, чьи картины вошли РІ золотой фонд РјРёСЂРѕРІРѕР№ кинематографии, Рё РІ которых каждое РЅРѕРІРѕРµ поколение находит созвучные ему ноты.
«РќР°РґРµСЋСЃСЊ, что фильм заставит задуматься»

Р’ РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРЅСѓСЋ программу секции «РќР° восток РѕС‚ Запада» карловарского фестиваля этого РіРѕРґР° была включена картина РёР· Кыргызстана «РЎСѓС‚ак» Мирлана Абдыкалыкова РїРѕ сценарию Актана Арым Кубата Рё Эрниста Абдыжапарова. Это поэтический набросок, рассказывающий Рѕ жизни людей, стремящихся сохранить древние традиции Рё прислушивающихся Рє РїСЂРёСЂРѕРґРµ. Р’ последний раз Кыргызстан был представлен РЅР° кинофестивале РІ Карловых Варах РІ 1999 РіРѕРґСѓ. Случайность это или закономерность, РЅРѕ тогда речь шла Рѕ тех же именах, что Рё сегодня. Актан Арым Кубат РІ 1999 РіРѕРґСѓ представлял СЃРІРѕР№ фильм «Р‘еш кемпир», РІ котором Мирлан Абдыкалыков сыграл РѕРґРЅСѓ РёР· главных ролей.

«Р­С‚Рѕ фильм Рѕ честности людей Рё Рѕ семейных взаимоотношениях. Р?стория РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ высоко РІ горах РІ небольшой семье, члены которой разделяют РІСЃРµ радости Рё горести. Р’ центре внимания взаимоотношения СЃРЅРѕС…Рё, которая осталась РІРґРѕРІРѕР№, СЃ ее свекровью Рё свекром», - рассказывает режиссер картины Мирлан Абдыкалыков. Р’ Карловых Варах состоялась мировая премьера его фильма. Причем РІ Кыргызстане «РЎСѓС‚ак» зрители впервые СЃРјРѕРіСѓС‚ увидеть лишь 23 августа сего РіРѕРґР°.

Сегодня древние, коренные традиции кочевого народа мало знакомы даже жителям Кыргызстана. О Европе говорить вовсе не приходится.

Мирлан Абдыкалыков: «РЎРµРіРѕРґРЅСЏ РјС‹ живем РІ ситуации, РєРѕРіРґР° исчезает Рё наши традиции Рё наша РїСЂРёСЂРѕРґР°. РњРѕРё же герои стремятся РёС… сохранить. Р? СЏ очень хочу, чтобы наша история Рё традиции сохранили СЃРІРѕР№ первозданный РІРёРґ. РЇ РЅРµ ожидаю, что картина вызовет какой-либо ажиотаж, РЅРѕ тех, кто фильм СѓРІРёРґРёС‚, как РјРЅРµ кажется, РѕРЅ должен заставить задуматься. Возможно, кто-то начнет размышлять – стоит ли делать тот или РёРЅРѕР№ шаг? Может быть, стоит оставить РїСЂРёСЂРѕРґСѓ жить своей жизнью, РЅРµ вмешиваться РІ нее, ничего РЅРµ взрывать Рё РЅРµ ломать».

Создатели фильма «РЎСѓС‚ак» изначально РЅРµ стремились попасть РІ фестивальную РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРЅСѓСЋ РѕР±РѕР№РјСѓ. Приглашение РІ Карловы Вары режиссер Мирлан Абдыкалыков расценивает, как положительную оценку вложенных РІ создание картины СЃРёР», энергии, искреннего желания донести РґРѕ зрителей СЃРІРѕР№ замысел: «РЇ опасался, РїСЂРёРґСѓС‚ ли зрители РЅР° нашу картину. Будет ли интерес? Однако зал оказался заполненным. РљРѕРіРґР° пошли титры, то РІ зале публика начала аплодировать. Это было приятно, задело Р·Р° душу. Некоторые зрители хвалили Р·Р° «РєСЂР°СЃРёРІС‹Р№ фильм», что очень меня взволновало. Очень хорошо, что есть люди, которым наша картина понравилась, что самое главное».
Воспоминание о трагически кратком

Ретроспективный показ юбилейного карловарского фестиваля посвящен творчеству советского режиссера Ларисы Шепитько, чей жизненный путь был трагически краток. Кинофестиваль РІ Карловых Варах отдает дань уважения творцу, чей талант был здесь замечен Рё оценен РїРѕ достоинству критикой Рё зрителями свыше 50 лет назад. Р’ 1964 РіРѕРґСѓ РІ Карловых Варах Лариса Шепитько представляла СЃРІРѕР№ первый полнометражный фильм «Р—РЅРѕР№». Р’ 2015 РіРѕРґСѓ открыть ретроспективный показ картин Ларисы Шепитько РЅР° фестиваль был приглашен ее сын Антон Климов.

«Р’ программу показа включено РІСЃРµ кинематографическое наследие режиссера Ларисы Шепитько. Зрители СЃРјРѕРіСѓС‚ увидеть даже фильм, Рѕ котором редко вспоминают – «Р РѕРґРёРЅР° электричества» РёР· альманаха «РќР°С‡Р°Р»Рѕ неведомого века». Р’ программе РІСЃРµ известные фильмы, Р° некоторые РёР· РЅРёС… Р±СѓРґСѓС‚ показаны даже дважды. Это замечательная возможность, особенно для молодых людей, познакомиться СЃ творчеством режиссера Ларисы Шепитько», - считает сын режиссера Антон Климов.

Выбор фильмов для показа осуществлялся Вами в сотрудничестве с драматургами кинофестиваля или организаторы приняли решение самостоятельно?

- «Р­С‚Рѕ было самостоятельное решение драматургов кинофестиваля. РЇ прочел Рѕ ретроспективе РІ Р?нтернете Рё получил приглашение приехать уже позже. Это очень хорошо, что фильмы были включены РІ программу фестиваля. Р’ Каннах РІ этот раз показывали картину моего отца (Элем Климов) «Р”РѕР±СЂРѕ пожаловать, или Посторонним РІС…РѕРґ воспрещён», Р° РІ Карловых Варах состоялась ретроспектива работ мамы. Это замечательная идея».

Вы были в зале во время сеансов? Как публика восприняла картины?

- «РњРЅРµ реакция зрителей понравилась. Хотя, надо признать, что РЅРµ для всех молодых зрителей, что касается восприятия, эти фильмы легки. Картины сняты совсем иначе Рё повествуют РѕР± иных проблемах, отличающихся РѕС‚ проблем сегодняшнего РґРЅСЏ. РќРѕ, СЏ думаю, что люди СЃ хорошим РІРєСѓСЃРѕРј, интересующиеся современным артхаус-РєРёРЅРѕ, должны оценить увиденное».

Как Вы оцениваете, существует ли интерес к фильмам Ларисы Шепитько в России? Приходилось ли Вам бывать на подобных презентациях в мире? Существует ли у них некий общий знаменатель? Почему, как Вам кажется, существует тенденция к повторным показам таких фильмов?

- «РЇ думаю, что интерес есть, хотя это Рё РЅРµ широкая аудитория. РќРѕ мама РЅРёРєРѕРіРґР° Рё РЅРµ снимала фильмов для широкой публики. Сейчас же есть целое поколение молодежи, которое интересуется авторским РєРёРЅРѕ Рё специально его изучает, причем РєРёРЅРѕ РЅРµ самое легкое для восприятия. Р?менно такая молодежь Рё является современной аудиторией, Сѓ которой востребованы мамины фильмы. Р’ Р РѕСЃСЃРёРё, конечно, РјРЅРѕРіРёРµ знают таблоидную историю, связанную СЃ гибелью мамы. РћРЅР° известна РїРѕ телевизионным репортажам Рё документальным фильмам. Однако РјРЅРµ всегда хочется, чтобы такие люди посмотрели ее фильмы. Просто знать РёРјСЏ – недостаточно. РћРґРЅРѕ дело – это красивая женщина, погибшая РІ молодом возрасте, Рё совсем РёРЅРѕРµ, РєРѕРіРґР° РјС‹ РіРѕРІРѕСЂРёРј Рѕ выдающемся, РЅРё РЅР° РєРѕРіРѕ РЅРµ похожем режиссере».

Непосредственно Вам, какой фильм наиболее дорог?

- «РЇ РЅРµ РјРѕРіСѓ сказать, что Сѓ меня есть фильмы-фавориты. РЇ люблю РІСЃРµ мамино творчество. Однако, самым любимым, наверное, является картина «РўС‹ Рё СЏ». РћРЅ РЅРµ настолько обласкан критиками, как «Р’осхождение» Рё «РљСЂС‹Р»СЊСЏ». Эта картина РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ малоизвестна, что касается широкой публики. Однако, РЅР° РјРѕР№ взгляд, это замечательное РєРёРЅРѕ, которое РјРЅРѕРіРёРј людям еще предстоит для себя открыть