О пиве – с Ондржеем Соукупом. Часть первая.

25.09.2012

Кто больше всех в Чехии знает о пиве и при этом в совершенстве говорит по-русски? Конечно, Ондржей

РЎРѕСѓРєСѓРї (OndЕ™ej Soukup), обозреватель газеты HospodáЕ™ské noviny Рё создатель сайта Dailybeer.eu. Начиная СЃ этой недели, РјС‹ предлагаем вам цикл программ Рѕ самом популярном чешском напитке. Наш редактор Кирилл Щелков Рё Ондржей РЎРѕСѓРєСѓРї пошли РІ РѕРґРЅСѓ РёР· пражских пивных, РіРґРµ заказали РїРѕ кружке холодного напитка Рё начали беседу.
Правительство, которое поднимет цены на пиво, падет

— Ондржей почему, РЅР° твой взгляд, Чехия остается единственным «РѕСЃС‚СЂРѕРІРѕРј» РІ Европе СЃ самым дешевым РїРёРІРѕРј?

— Потому что РїРёРІРѕ это РЅРµ только традиционный напиток. РЇ РЅРµ РїРѕР±РѕСЋСЃСЊ сказать, что это — часть менталитета Рё часть образа жизни. Р’ СЃРІРѕРµ время, еще РІ двадцатые-тридцатые РіРѕРґС‹, говорили, что правительство, которое поднимет цены РЅР° РїРёРІРѕ — падет. Это, конечно, шутка, РЅРѕ Рё РІ ней есть СЃРІРѕСЏ доля правды. Это показывает, насколько этот напиток популярен Рё РІ чем-то даже объединяет РІСЃРµ общество.
Бывают такие бабушки

— Р’ каком возрасте дети РІ Чехии РїСЂРѕР±СѓСЋС‚ РїРёРІРѕ? РљРѕРіРґР° родители РіРѕРІРѕСЂСЏС‚: «РўРµР±Рµ уже можно, РЅР°, выпей»?

— Р’ моем случае это было РіРґРµ-то лет РІ восемь. РњРѕСЏ бабушка РёР· всемирно известного РіРѕСЂРѕРґР° Пльзень. Р? всегда, РєРѕРіРґР° РјС‹ Рє ней РЅР° выходные приезжали РІ гости, РѕРЅР° РјРЅРµ наливала РЅР° обед небольшой, граммов РЅР° двести, стаканчик РїРёРІР°, Рё заставляла меня его выпить. Это сопровождалось лекцией Рѕ том, насколько это полезно, укрепляет Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ Рё лечит РѕС‚ всевозможных болезней. Хотя РјРЅРµ, конечно же, РІ то время РїРёРІРѕ очень РЅРµ нравилось, РѕРЅРѕ было РіРѕСЂСЊРєРёРј. РќРѕ РїРѕРєР° СЏ его РЅРµ выпивал, СЏ РЅРµ получал РѕС‚ бабушки домашнего малинового СЃРѕРєР°, который СЏ всегда ждал СЃ нетерпением. Так что Сѓ меня — СЃ РІРѕСЃСЊРјРё лет. РќРѕ РІ Чехословакии была традиция посылать детей РІ пивные СЃ кувшином. Чтобы дети принесли родителям РґРѕРјРѕР№ Рє обеду РїРёРІРѕ, литр-полтора. РЇ думаю, наверное, большинство чешских детей именно тогда впервые Рё попробовали РїРёРІРѕ. Несли это РїРёРІРѕ РґРѕРјРѕР№ Рё немного РїРѕ РґРѕСЂРѕРіРµ его посасывали. Очень трудно найти чешского ребенка РІ возрасте 13-15 лет, который хотя Р±С‹ раз РЅРµ попробовал РїРёРІРѕ.
РћРґРЅРѕ — Рє обеду, РѕРґРЅРѕ — Рє ужину.

— Рђ ты согласен СЃ тем, что РїРёРІРѕ — полезно? Р?ли РІСЃРµ же РѕРЅРѕ скорее вредно? Есть РѕС‚ РїРёРІР° польза для Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ?

— Конечно. РћРЅРѕ действительно действует благодарно, скажем, РЅР° желудок Рё так далее. Другое дело, что надо понимать, что РІРѕРІСЃРµ РЅРµ стоит каждый день выпивать РїРѕ шесть, Р° то Рё десять кружек. РћРґРЅРѕ — Рє обеду, РѕРґРЅРѕ — Рє ужину. Это, РїРѕ-моему, достаточно полезно.

— Р’ Чехии РїРёРІРѕ — это еще Рё своего СЂРѕРґР° фон для общения. Р’РѕС‚ собрались РІ РїРёРІРЅРѕР№ люди, компания. Р’С‹ сидите РґРІР°-три-четыре часа. Какая «РЅРѕСЂРјР°»? Какое количество кружек РїРёРІР° — РЅРµ алкоголизм, Р° стандартный объем?

— Это зависит РѕС‚ каждого конкретного человека. Некоторые РјРѕРё РґСЂСѓР·СЊСЏ начинают пьянеть после третьей кружки, Р° некоторые РјРѕРіСѓС‚ выпить десять-пятнадцать кружек Рё остаются достаточно вменяемыми.

— РќРѕ РІСЃРµ же, больше какого количества кружек РїРёРІР° — это уже алкоголик?

— Пять-шесть кружек, если сидеть СЃ РґСЂСѓР·СЊСЏРјРё три часа, это нормально.
О пивных забегах

— Если вспоминать героев произведений Ярослава Гашека, то там РѕРЅРё переходят РёР· РѕРґРЅРѕР№ РїРёРІРЅРѕР№ РІ РґСЂСѓРіСѓСЋ, РІСЃСЋРґСѓ РёС… знают... Сейчас такая традиция сохранилась? Р?ли человек пришел РІ РѕРґРЅСѓ РїРёРІРЅСѓСЋ Рё СЃРёРґРёС‚ РІ ней весь вечер?

— Как РјС‹ знаем РёР· его биографии, РѕРЅ менял места, скорее, тогда, РєРѕРіРґР° какая-то пивная закрывалась. Р? шел РІ РґСЂСѓРіСѓСЋ. Р?ли если РѕРЅ знал, что РіРґРµ-то начинается что-то интересное. Это РЅРµ так, что РѕРЅ устраивал какие-то «РїРёРІРЅС‹Рµ забеги». Хотя есть Рё такая традиция, особенно среди студентов. Например, СЏ регулярно участвую РІ «Р·Р°Р±РµРіРµ», который называется «РџСЂР°Р¶СЃРєРёС… пятнадцать». Нужно обойти пятнадцать пивных. Р? те, кто дойдет РґРѕ «С„инала» — герои.

— Рђ сколько нужно РІ каждой РїРёРІРЅРѕР№ выпить кружек?

— Хотя Р±С‹ РѕРґРЅСѓ.

— Такая акция, «Р·Р°Р±РµРі», РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ регулярно?

— Каждый РіРѕРґ РІ начале лета. Это возникло 32 РіРѕРґР° назад: РІ РѕРґРЅРѕР№ гимназии был выпускной экзамен, Рё выпускники такое придумали, создали традицию. РЇ знаю, что таких забегов, РїРѕ крайней мере, РІ Праге, проводится штук пять, если РЅРµ больше.

— РњРЅРѕРіРёРµ РґРѕС…РѕРґСЏС‚ РґРѕ финала?

— Где-то около половины участников.
«РћРЅРё вернулись...»

— Есть какие-то еще традиции, которые сохранились СЃРѕ времен социализма? Р?ли наоборот что-то исчезло Рё ты РїРѕ этому скучаешь?

— Р’РѕС‚, например, традиция, Рѕ которой СЏ упоминал. РџРѕС…РѕРґ Р·Р° РїРёРІРѕРј СЃ кувшином. РћРЅР° практически исчезла, потому что РІ магазинах появились большие пластиковые бутылки СЃ РїРёРІРѕРј. Полтора литра, РґРІР° литра. Р? конечно для РјРЅРѕРіРёС… это дешевле. РЇ недавно был РЅР° РѕРґРЅРѕР№ пивоварне, называется «РЁРµРґРёРІР°Рє» (Šedivák), РѕРЅР° находится РІ спальном районе Богнице. Р? владелец СЃ большой гордостью начал РјРЅРµ рассказывать: «РћРЅРё уже вернулись... Люди СЃРЅРѕРІР° С…РѕРґСЏС‚ СЃ кувшинами. Это так прекрасно!»
Просто и душевно

— Если РЅРµ говорить Рѕ сетевых пивных, которых РІ последнее время возникло множество, Р° Рѕ классических, то стиль такой РїРёРІРЅРѕР№ — деревянные столы, грязные скатерти, накурено... РћРЅРё РЅРµ выглядит богато. Это часть РїРёРІРЅРѕР№ традиции? Что это РЅРµ заведение класса «Р»СЋРєСЃ», Р° что-то народное, СЃ запахом СЃ РєСѓС…РЅРё Рё так далее?

— Безусловно. Потому что РїРёРІРѕ, РІСЃРµ-таки, является напитком как высших слоев общества, так Рё, прежде всего, рабочего класса Рё крестьян. Даже профессора, учителя, которые С…РѕРґСЏС‚ сейчас РІ пивные, РѕРЅРё РЅРµ требуют ничего особенного... Должно быть просто Рё душевно.

— Скажи, если сравнивать РІРєСѓСЃ РїРёРІР° РґРѕ «Р±Р°СЂС…атной революции» 1989 РіРѕРґР° Рё РІРєСѓСЃ РїРёРІР° наших дней, сильно чувствуется разница?

— Да. Например, Сѓ региональных пивзаводов, которые РїРѕ правилам социалистической системы, могли продавать РїРёРІРѕ только РІ своем РѕРєСЂСѓРіРµ, очень часто было плохое РїРёРІРѕ. РЈ РЅРёС… РЅРµ было денег РЅР° инвестиции, РЅР° улучшение оборудования. РЇ РїРѕРјРЅСЋ какие-то марки, Рѕ которых РІСЃРµ говорили: «Р­С‚Рѕ ужасно». Рђ теперь стали очень хорошими. Рђ СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, Сѓ больших пивных компанийы — Gambrinus, Staropramen, Velkopopovický Kozel, Krušovice Рё так далее — РїРёРІРѕ, РІСЃРµ-таки, немного потеряло РІРѕ РІРєСѓСЃРµ. Потому что эти компании принадлежат большим транснациональным концернам Рё, естественно, пытаются снизить расходы Рё варить «РЅРµР№С‚ральное» РїРёРІРѕ, которое подойдет всем. Р? тем, кто любит более сладкое, Рё тем, кто любит более РіРѕСЂСЊРєРѕРµ.
«Р•РІСЂРѕРїРёРІРѕ»: никакого удовольствия

— «РќРµР№С‚ральное» — это универсальное или что?

— Есть такой специфический термин — «РµРІСЂРѕРїРёРІРѕ». РўРѕ есть РїРёРІРѕ, которое РІ принципе неплохое, его пить можно, если испытываешь жажду. РќРѕ никакого РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ удовольствия РѕС‚ него ты РЅРµ получишь, потому что РѕРЅРѕ очень усредненное. Если честно, найти разницу между чешским РїРёРІРѕРј Staropramen, или бельгийским Stella Artois, или датским РїРёРІРѕРј Heineken — фактически нереально. РЇ думаю, что если Р±С‹ РјРЅРµ завязали глаза, то СЏ РІСЂСЏРґ ли Р±С‹ отличил РёС… РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР°. РџСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІРѕС‚ такая вещь, которая РІ принципе дала огромный толчок для развития региональных пивзаводов. РћРЅРё поняли, что единственный СЃРїРѕСЃРѕР± выжить — это варить оригинальное, традиционное, может более РіРѕСЂСЊРєРѕРµ РїРёРІРѕ или какие-то специальные сорта. РўРѕ есть без унификации больших концернов, РјРЅРµ кажется, эта волна Р±С‹ РЅРµ пришла.

Через РґРІРµ недели, 27 июля, РІ наш эфир выйдет вторая программа РёР· цикла «Рћ РїРёРІРµ — СЃ Ондржеем РЎРѕСѓРєСѓРїРѕРј». РќРµ пропустите