Тратить – не потратить

21.05.2012

Как часто многие из нас сталкиваются с ситуацией, когда и деньги были, и купить планировала что-то нужное, а в результате деньги закончились, а купленное – совсем не то, что было необходимо. Ситуация всегда неприятная.

Для того чтобы такого не случалось, с деньгами следует обращаться немного уважительнее – строить планы и осуществлять организационную работу.
Шаг первый – проводим учёт расходов. Минимум за месяц, а лучше за три. Записываем каждую покупку, распределяем их по группам. Можно, например, завести файл в формате Microsoft Excel (который сам всё считать будет) и сделать колонки под названием «продукты питания», «коммунальные расходы», «бытовая химия», «одежда», «здоровье», «красота», «развлечения», прочее – у каждого своё. В конце месяца смотрим, на что какая сумма денег ушла. Уже из этой информации многое становится понятным. Видно, какая сумма ежемесячно нужна на самое необходимое – квартплату, проезд, еду, бытовую химию. Видно, и сколько можно сэкономить за счёт уменьшения количества развлечений и покупки безделушек.
Шаг второй – начинаем планировать. Каждое новое поступление денег делим на две части: то, что нужно потратить на абсолютно необходимое, и то, что можно потратить на что-то приятное или полезное по своему усмотрению. Первое – понятное и неприкосновенное. Второе – обсуждаемое и вариабельное. Разумно потратить вторую часть можно в зависимости от её размера. И тем не менее принцип остаётся всё тот же.
Шаг третий – распределяем свободные средства. Находясь дома (обязательно дома, а не в магазине у манящей витрины), расставляем приоритеты на ближайший месяц. Так, например, выписываем всё желаемое. Определяем, что из желаемого можно получить уже сейчас, исходя из имеющейся суммы. Выбираем один-два из возможных пунктов, например, купить абонемент в фитнесс-центр и новую юбку, откладываем деньги на это. Обязательно нужно оставить небольшой запас на непредвиденные расходы. Решаем, как поступим с оставшейся суммой. Возможно, она пойдёт на накопление на что-то более крупное, возможно, останется «на всякий случай». Теперь, всё разумно распределив, важно осуществить самый сложный шаг.
Четвёртый шаг – воплотить в жизнь свои планы. И всё, казалось бы, просто. Но пошла покупать новую юбку (нужную, мы уже с этим определились), из имеющихся в магазине юбок ни одна не пришлась по вкусу, зато приглянулась отличная куртка (и ничего, что она совсем не нужна, потому что уже есть десяток). В результате купила куртку на все деньги, полагавшиеся на юбку, абонемент и непредвиденные расходы. Как избежать таких ситуаций? На самом деле сложно. Психологи рекомендуют целый ряд действий, чтобы приучить себя не поддаваться таким импульсам:
– верить в себя. Ни за что не допускать мысли, что вы – шопоголик и обязательно сорвётесь. Всё получится именно так, как задумано. И не иначе.
– брать с собой только нужную сумму, особенно первое время. Наличие «свободных денег» – это всегда риск потратить их на что попало. С банковской картой всё сложнее. Имеет смысл хотя бы временно перейти на наличные деньги, чтобы их визуально ощущать и контролировать.
– заранее продумывать планируемую покупку. С этой целью полезно изучить ассортимент магазинов, сегодня это легко можно сделать в интернете на соответствующих сайтах. Юбка? Тогда изучаете модели этого сезона, какие фирмы и по какой цене предлагают. Получается несколько вариантов, где её можно купить. Остаётся только прийти и примерить. При покупке продуктов обязательно нужно предварительно составлять список, и в магазине следовать ему неукоснительно.
Отличная акция? Два по цене одного? Столько можно сэкономить? Обычно именно по этим причинам покупают продукты, которые вообще не входят в меню семьи. При их покупке получается не экономия, а просто дополнительные ненужные расходы. Если продукт по акции уж очень заинтересовал, то заведите себе правило «покупаю только по домашнему списку», тогда можно вернуться домой, написать новый список с включением нового интересного продукта и вернуться в магазин с ним. Если всё это мероприятие проделывать не захочется, значит, и интерес к продукту не так уж велик, можно обойтись без него.
И самое главное – если вы постоянно тратите много денег, значит, они у вас есть, и это уже само по себе хорошо.

Виктория Матвейко
«Пражский телеграф»