«Мадонна из Вевержи» –шедевр чешской готики

08.04.2012

В список национального культурного наследия Чехии на днях внесли и ценнейшую алтарную картину

СЌРїРѕС…Рё готики – «РњР°РґРѕРЅРЅСѓ РёР· Вевержи». Почему это произведение искусства считается шедевром РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ масштаба, Рё каким образом может повлиять РЅР° его СЃСѓРґСЊР±Сѓ тот факт, что церковь требует возврата картины РІ рамках закона Рѕ церковных реституциях? РћР± этом беседовала Р­РІР° Туречкова СЃ историком искусства Петером Ковачем.

- Р’ чем заключается особая историческая ценность «РњР°РґРѕРЅРЅС‹ РёР· Вевержи»?

«Р’ рамках Центральной Европы это абсолютно уникальное художественное произведение, которое РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· мастерской мастера Вышебродского алтаря, Рё нам его завидуют РІРѕ всем РјРёСЂРµ, так как настолько качественные работы появляются исключительно редко. Есть только РґРІР° региона РІ Европе, РіРґРµ РІ 14 веке появляются готические алтарные картины такого качества - РІ Р?талии, причем только РІ Тоскане, Рё РІ Каталонии. Например, РІРѕ Франции всего около десяти картин, написанных РЅР° деревянных досках, конца четырнадцатого, начала пятнадцатого веков, Рё каждая РёР· РЅРёС… защищена специальным законом, Лувру запрещено отдавать эти картины РЅР° зарубежные выставки. Это объясняется тем, что РІРѕ Франции РІ то время было принято писать РїРѕ стеклу, создавать витражи, которые заменяли картины, Р° РЅР° самом алтаре появлялись лишь реликвии. Напротив, РЅР° нашей территории были витражи СЃ фигурными изображениями мало распространены, Рё РІСЃРµ мотивы появлялись РЅР° картинах РЅР° самом алтаре».

- Как можно расшифровать символику этого готического подобия иконы? В каких исторических кулисах оно возникло?

«Р­С‚Рѕ прекрасная картина. РќР° ней изображена Мадонна, держащая РЅР° руках Р?РёСЃСѓСЃР° Христа. РћР±Р° РѕРЅРё обозначены символами, относящимися Рє РёС… будущему. РЈ Девы Марии РЅР° голове РєРѕСЂРѕРЅР° РІ знак того, что это будущая королева небес, Р° Сѓ маленького Христа над головой РЅРёРјР± СЃ крестом, говорящий Рѕ том, что Р?РёСЃСѓСЃ будет распят РЅР° кресте. РЎ точки зрения верующих РІ период готики, это произведение представляло СЃРѕР±РѕР№ что-то неимоверное, контакт СЃ Богом. Эта картина была создана РІРѕ время эпидемии чумы. Р?менно такие произведения вселяли РІ души людей надежду Рё гармонию РІ ту нелегкую СЌРїРѕС…Сѓ середины 14 века».

- «РњР°РґРѕРЅРЅСѓ РёР· Вевержи» зачислили РІ СЃРїРёСЃРѕРє национального культурного наследия уже после того, как Р РёРјСЃРєРѕ-католическая церковь стала требовать ее возврата РІ рамках церковной реституции. Насколько это, РїРѕ-вашему, взаимосвязано?

«РџСЂРѕРёР·РІРµРґРµРЅРёСЏ, которые были внесены РІ Фонд национального культурного наследия, являются самым ценным РёР· того, что есть РІ Чехии. РЇ – искусствовед, Рё СЃ моей точки зрения, чешскому государству надо было сделать РІСЃРµ для того, чтобы «РњР°РґРѕРЅРЅР° РёР· Вевержи» была включена РІ государственную часть Музейного фонда Чехии, то есть эту картину надо было купить. РљРѕРіРґР° политики готовили Закон Рѕ реституции церковного имущества, договоренность была таковой – РЅРµ РІСЃРµ имущество РІ силу СЂСЏРґР° причин подлежит возврату, Рё Р·Р° него церквям надлежит денежная компенсация. Речь шла, РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј, Рѕ земельных участках стоимостью несколько десятков миллиардов РєСЂРѕРЅ. Р’ этот же СЃРїРёСЃРѕРє надо было включить Рё произведения исключительной культурно-исторической ценности, такие как «Р’ышебродский цикл» Рё «РњР°РґРѕРЅРЅСѓ РёР· Вевержи». Конечно, только РІ том случае, если есть полная уверенность РІ том, что эти произведения подпадают РїРѕРґ действие закона Рѕ реституции, что РІ случае «РњР°РґРѕРЅРЅС‹ РёР· Вевержи» как раз спорный РІРѕРїСЂРѕСЃ, Рё решать его будет СЃСѓРґ».

- Если это произведение РІСЃРµ же вернут Р РёРјСЃРєРѕ-католической церкви, существует ли уверенность РІ том, что «РњР°РґРѕРЅРЅР° РёР· Вевержи» останется РЅР° территории Чехии?

«Р’ывезти ее РёР· страны практически невозможно, для этого пришлось Р±С‹ внести поправку РІ Закон Рѕ РІРІРѕР·Рµ Рё вывозе культурных ценностей Р·Р° границу. РќРѕ существует другая опасность: если РЅРµ удастся достичь договоренности между Национальной галерей Рё Церковью, Рё алтарная картина покинет помещение Галереи СЃ единым температурно-влажностным режимом, РіРґРµ РѕРЅР° находится круглосуточно РїРѕРґ присмотром лучших реставраторов страны, то это может повлечь Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ серьезные последствия. Картина написана РЅР° деревянной РґРѕСЃРєРµ, которая покрыта белым грунтом, частично РЅР° базе мела, Рё только поверх этой прослойки нанесены краски. Так как Сѓ этого грунта неоднородный характер, картина РІСЃРµ время «СЂР°Р±РѕС‚ает». Ее достаточно всего РЅР° несколько месяцев поместить РІ помещение, РІ котором РґСЂСѓРіРѕР№ уровень влажности Рё другая температура, Рё деревянная РґРѕСЃРєР° начнет сжиматься или, наоборот, расширяться, Рё этот процесс может повредить живопись. Краска может полопаться Рё даже отвалиться. Это действительно очень опасно