Лик женщины в нотных партитурах прошлого

11.02.2013

Пражский музыкальный фестиваль «Летние торжества старинной музыки» - весьма увлеченный

РїСЂРѕРІРѕРґРЅРёРє РІ РјРёСЂ неизвестного или полузабытого, чья гармония зашифрована нотными партитурами РјРЅРѕРіРѕ веков тому назад. Смотр, напоминающий Рѕ женской роли РІ разных ипостасях, позволяет порадоваться неожиданному сплаву жанров Рё насладиться звучанием редких инструментов. Рљ РёС… числу относится Рё нюкельхарпа, развивавшаяся РЅР° протяжении – подумать только – 600 лет!
Вечная и увековеченная

Женщины РІ роли композиторов, исполнителей или, Рє примеру, меценатов наряду СЃ мужчинами сыграли РІ развитии музыки РІ РјРёСЂРµ важную роль. Однако факт этот нашел СЃРІРѕРµ отражение РІ драматургии нынешнего фестиваля «Р›РµС‚РЅРёРµ торжества старинной музыки» впервые. Р’ программу включены произведения первого известного композитора универсальной женской личности Средневековья, немецкой монахини Хильдегарды Бингенской, ставшей РЅРµ только автором мистических трудов, РЅРѕ Рё духовных песнопений, композиции итальянской певицы, барочного композитора Барбары Строцци Рё Чиоры Маргариты Козолани, как Рё сочинения, вдохновленные женщинами, причисленных Рє лику святых, СЃРІ. Чечилией Рё СЃРІ. Марией Магдалиной. Напомнил фестиваль тоже РѕР± историях, связанных СЃ женскими мифологическими персонажами - превращённой РІ медведицу Kaллисто Рё РјСѓР·РѕР№ танцев Терпсихорой.

Слово исполнительному директору фестиваля Монике Новаковой.

– Р’ качестве центральной темы выбрана AETERNA FEMINA («Р’ечная женщина»). Поскольку фестиваль преподносит средневековую, барочную Рё ренессансную музыку РІ более широком контексте, РІ этом РіРѕРґСѓ РјС‹ решили рассмотреть разностороннее влияние женщин РЅР° музыкальные стили разных СЌРїРѕС…. Представительницы прекрасного пола оказывали РЅР° музыку влияние РЅРµ только РІ роли композиторов, РЅРѕ Рё как РјСѓР·С‹, РјРЅРѕРіРёРµ РёР· произведений РёРј также посвящались. Несмотря РЅР° это, вплоть РґРѕ середины 20-РіРѕ века музыковеды почти игнорировали творчество женщин-композиторов, поэтому РјС‹ решили восполнить этот пробел.

Р? РІ нынешнем РіРѕРґСѓ посетители музыкального праздника РЅРµ Р±СѓРґСѓС‚ лишены возможности окунуться РІ атмосферу веков минувших посредством музыкальных РѕРїСѓСЃРѕРІ, представленных как чешскими, так Рё зарубежными музыкантами Рё коллективами.

– Подытожит фестиваль исполнение барочной оперы Франческо Кавалли (представитель венецианской оперной школы, создавший СЃРІРѕР№ собственный оперный стиль, написавший более СЃРѕСЂРѕРєР° опер, РІ которых обыгрывались как мифологические, так Рё исторические сюжеты). Выбрать РёР· программы СЃРјРѕРіСѓС‚ Рё те, кто отдает предпочтение сочетанию старого Рё РЅРѕРІРѕРіРѕ музыкальных стилей. Р’ качестве примера можно привести программу РїРѕРґ названием Hemiolen, которое отражает РёРіСЂСѓ слов, обозначающую переменчивый ритм, РІ исполнениии шведского ансамбля SILFVER. Гости СЃ севера представят северное сельское барокко Рё продемонстрируют РЅР° концерте РІ Вифлеемской часовне СЃРІРѕРµ мастерство, РїРѕРјРёРјРѕ СЃРєСЂРёРїРєРё, РЅР° таких старинных инструментах как нюкельхарпа, лютня или виола РґРµ гамба.

- С чем схожа эта шведская народная музыка?

- Она, если сказать немного упрощенно, напоминает ирландские джиги. SILFVER сочетает в своей интерпретации барочный столь исполнения с народным творчеством как таковым.