«Процесс». Ходорковский. Прага.

19.07.2012

В пражском центре современного искусства DOX, при поддержке Министерства культуры Чешской

Республики, открылась выставка «РџСЂРѕС†РµСЃСЃ». РћРЅР° продлится РґРѕ 14 сентября. «РџСЂРѕС†РµСЃСЃ» — история РІ комиксах Рѕ втором СЃСѓРґРµ над Михаилом РҐРѕРґРѕСЂРєРѕРІСЃРєРёРј Рё Платоном Лебедевым. Гигантские трехметровые фигуры героев тех дней Рё событий РЅРµ просто рассказывают зрителям Рѕ том, что было РІ 2010 РіРѕРґСѓ РІ РњРѕСЃРєРІРµ, РЅРѕ Рё заставляют задуматься Рѕ настоящем.

Р’ чешскую столицу выставку привез Антон Литвин, художник, член СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ Комитета протестных действий, РѕРЅ же — куратор «РџСЂРѕС†РµСЃСЃР°». Р’ 2010 РіРѕРґСѓ, РєРѕРіРґР° «РџСЂРѕС†РµСЃСЃ» увидели РІ РњРѕСЃРєРІРµ, РѕРґРЅРёРј РёР· его авторов был тоже Антон Литвин.

Прошло пять лет, Рё Антон, как РѕРЅ сам признается, даже РЅРµ РјРѕРі предположить, что РІ 2015 РіРѕРґСѓ выставка Рѕ СЃСѓРґРµ над РҐРѕРґРѕСЂРєРѕРІСЃРєРёРј Рё Лебедевым станет СЃРЅРѕРІР° актуальной Рё понятной. Причем, РЅРµ только СЂСѓСЃСЃРєРёРј, РЅРѕ Рё чехам. Кстати, Чехия — первая РІ РјРёСЂРµ страна, РєСѓРґР° Антон решил привезти «РџСЂРѕС†РµСЃСЃ».
Bad Guys, Good Guys

— Антон, премьера выставки состоялась РІ 2010 РіРѕРґСѓ РІ РњРѕСЃРєРІРµ. Почему тогда РІС‹ решили заняться этим проектом? Как РІС‹ его придумали? Какой была цель выставки, РєСЂРѕРјРµ как привлечь внимание общественности Рє СЃСѓРґСѓ над РҐРѕРґРѕСЂРєРѕРІСЃРєРёРј Рё Лебедевым?

— Меня пригласил «Р•Р¶РµРґРЅРµРІРЅС‹Р№ журнал», Р° конкретно — его главный редактор Александр Рыклин. Р’РѕРїСЂРѕСЃР°, над чем работать, собственно, РЅРµ стояло. Меня позвали РІ качестве экспозиционера Рё куратора, работать СЃ конкретным материалом. Рђ конкретным материалом были РєРѕРјРёРєСЃС‹ Александра Котлярова, которые РѕРЅ делал каждый день РІ СЃСѓРґРµ РїРѕ заказу «Р•Р¶РµРґРЅРµРІРЅРѕРіРѕ журнала». Это было РІРѕ время второго процесса над РҐРѕРґРѕСЂРєРѕРІСЃРєРёРј Рё Лебедевым. Р’ какой-то момент накопилось такое количество РєРѕРјРёРєСЃРѕРІ, что редакция «Р•Р–» решила провести большую акцию, выставку. Р? меня попросили превратить эту выставку РІ художественное событие. РњС‹ долго отсматривали весь материал, который нарисовал Котляров, уточняли цитаты, персонажей, характеры, структуру. Р? получилась та история, которая получилась. Р’ ее РѕСЃРЅРѕРІСѓ легла РјРѕСЏ идея разделить пространство РЅР° РґРІРµ части. Р’ первой части, условно РіРѕРІРѕСЂСЏ, находятся Bad Guys, РІРѕ второй — Good Guys. Хорошие парни Рё плохие парни. Это шутка, которую СЏ сказал корреспондентке РёР· Чикаго. РќР° самом же деле, речь шла Рѕ том, чтобы РІ первом зале были официальные представители — гособвинение, СЃСѓРґСЊСЏ, так называемые свидетели Рё прочий люд, который выполнял политический заказ Кремля. Рђ РІРѕ втором зале были портреты Лебедева Рё РҐРѕРґРѕСЂРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ СЃ цитатами РёР· РёС… речей Рё ответов. Цитаты СЃ попытками какого-то торжества здравого смысла. Установка РЅР° такие РґРІРµ Р·РѕРЅС‹ была для меня принципиальна Рё очень хорошо, что это удалось повторить Рё РІ Праге. Больше всего СЏ боялся, что если будет РѕРґРёРЅ зал, который невозможно разделить, то получится каша. Р’СЃРµ придется смешивать, Р°, скажу еще раз, принципиальным моментом этой выставки является идея, что диалог невозможен. Поэтому Рё существуют РґРІР° зала, РґРІР° пространства. Р’РѕРїСЂРѕСЃС‹ РЅРµ нуждаются РІ ответах. Рђ аргументы, приводимые Лебедевым Рё РҐРѕРґРѕСЂРєРѕРІСЃРєРёРј, РЅРµ находят слушателя, РЅРµ находят интереса РЅРё Сѓ СЃСѓРґСЊРё, РЅРё Сѓ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°. Потому что каждый решает СЃРІРѕСЋ задачу. РћРґРЅРё решают задачу посадить тех Рё выполнить политический заказ, Р° РґСЂСѓРіРёРµ — остаться людьми Рё продолжать показывать пример достоинства, чести Рё благородства.
Стужа, кирпич и продуваемый ветрами пустой цех

— Герои, изображенные РЅР° картинах, СЃСѓРґСЊРё, РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂС‹, свидетели — это собирательные персонажи?

— Нет, это РІСЃРµ абсолютно реальные персонажи. РћРЅРё Рё внешне довольно похожи. Можно поискать РІ интернете, посмотреть фото, Сѓ всех этих людей есть имена Рё фамилии. Другое дело, что РЅР° тот момент РѕРЅРё были медиа-звездами, Р° сейчас РёС… никто РЅРµ РїРѕРјРЅРёС‚. РўРѕС‚ же СЃСѓРґСЊСЏ Данилкин, Рє примеру. РўРµ люди СЃРІРѕРµ дело сделали Рё оказались РЅР° обочине.

— Как сложилась СЃСѓРґСЊР±Р° выставки РІ РњРѕСЃРєРІРµ? Как вообще удалось ее провести?

— Провести ее было довольно сложно. Поскольку РјС‹ сразу ставили перед СЃРѕР±РѕР№ сверхзадачу сделать РёР· этого большое событие политического искусства, то РјС‹ обратились РєРѕ всем самым крупным художественным площадкам. РЇ РЅРµ Р±СѓРґСѓ сейчас РёС… называть. Р’ РњРѕСЃРєРІРµ РёС… РЅРµ так Рё РјРЅРѕРіРѕ, всего четыре-пять. РћС‚ всех РјС‹ получили отказ. Естественно, РѕРЅРё РЅРµ формулировали, почему отказывают, РЅРѕ было понятно, что никто РЅРµ хочет подставляться Рё получить проблемы РЅР° «РїРѕР»РёС‚ическом поле». Р? единственная площадка, которую нам удалось найти — это был заброшенный РЅР° тот момент завод «Р¤Р»Р°РєРѕРЅ». РћРЅ называется так потому, что РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёР» РІ СЃРІРѕРµ время стеклянные флакончики для РґСѓС…РѕРІ Рё лекарств. РћРЅРё предоставили нам РІ аренду помещение, РІ котором РЅРµ было РѕРєРѕРЅ, РЅРµ было света, РЅРµ было никаких обогревательных РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ Рё отопления. Март месяц. Совершенно ужасные условия. Высота зала — 30 метров, кирпичная кладка... РќРѕ, СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, это конечно отвечало РґСѓС…Сѓ Рё содержанию процесса. Наверное, показывать РІСЃРµ РІ тепличных условиях было Р±С‹ странно. Р? как раз, может, это помещение — еще более точная характеристика всего происходившего, чем СЂРёСЃСѓРЅРєРё Котлярова — стужа, РєРёСЂРїРёС‡ Рё продуваемый ветрами пустой цех. Собственно РіРѕРІРѕСЂСЏ, именно тогда Рё родилась идея сделать гигантские фигуры величиной РІ 3-4 метра, фигуры монстров РІ РІРёРґРµ СЃСѓРґСЊРё, РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рё так далее. РўРѕРіРґР° же возникла идея сделать Рё так называемых горгулий. Это портреты РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРІ, которые сверху СЃ потолка пальцами показывали РЅР° людей, как Р±С‹ держали РёС… РїРѕРґ контролем, следили Р·Р° РЅРёРјРё.
Савченко, Пичугин, Сенцов, Немцов

— Р’ 2010 РіРѕРґСѓ, РєРѕРіРґР° выставка проходила РІ РњРѕСЃРєРІРµ, РҐРѕРґРѕСЂРєРѕРІСЃРєРёР№ еще сидел. РўРѕРіРґР° восприятие всех картин было, наверное, РґСЂСѓРіРёРј. Сейчас РҐРѕРґРѕСЂРєРѕРІСЃРєРёР№ РЅР° СЃРІРѕР±РѕРґРµ, живет РЅР° Западе. РќРµ кажется ли вам, что РёР·-Р·Р° этого «РџСЂРѕС†РµСЃСЃ» утратил СЃРІРѕСЋ актуальность? Люди знают, что РІ результате произошел happy end — РҐРѕРґРѕСЂРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ выпустили. Р? сейчас, РєРѕРіРґР° видишь эти картины, испытываешь уже РЅРµ те сопереживания...

— Эта выставка РЅРµ история РҐРѕРґРѕСЂРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ, эта выставка РЅРµ РїСЂРѕ РҐРѕРґРѕСЂРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ. Эта выставка — РїСЂРѕ противостояние людей бизнеса СЃ государством. Р? РїСЂРѕ превращение общества РІ диктатуру. РњС‹ должны помнить, что сейчас тот же Пичугин находится РІ тюрьме, РѕРЅ приговорен Рє пожизненному заключению. Пичугин — директор службы безопасности «Р®РљРћРЎР°». Платон Лебедев хоть Рё выпущен РїРѕ УДО, РЅРѕ РЅРµ имеет возможности покинуть Р РѕСЃСЃРёСЋ, потому что Сѓ него нет загранпаспорта. Еще РјС‹ РїРѕРјРЅРёРј, что Р РѕСЃСЃРёРё предъявлен 50-миллиардный РёСЃРє РїРѕ делу «Р®РљРћРЎР°», это значит, что РІСЃРµ еще РЅРµ закончено. Возможно, это дело станет тем краеугольным камнем, который вытащит эту СЃСѓРјРјСѓ РёР·-РїРѕРґ Р РѕСЃСЃРёРё. Процессы то продолжаются. Дело РЅРµ РІ РҐРѕРґРѕСЂРєРѕРІСЃРєРѕРј. Р’РѕС‚ пример — Надежда Савченко. РњС‹ РїРѕРјРЅРёРј РїСЂРѕ Олега Сенцова, РЅРµ РіРѕРІРѕСЂСЏ уже Рѕ том, что СѓР±РёС‚ Борис Немцов. Рљ сожалению, проблемы, если РЅРµ сказать жестче, освобождением РҐРѕРґРѕСЂРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РЅРµ закончились. РњС‹ РіРѕРІРѕСЂРёРј РЅРµ Рѕ конкретном человеке, Р° Рѕ том, что РІ Р РѕСЃСЃРёРё творится абсолютное беззаконие Рё фактически действует кремлевская террористическая организация.
Общество всегда опаздывает

— Антон, РІС‹ РЅРµ боялись того, что люди РЅРµ РїСЂРёРґСѓС‚ РЅР° выставку? Р’СЃРµ же молодежь аполитична, тему «РџСЂРѕС†РµСЃСЃР°» РјРѕРіСѓС‚ или вообще РЅРµ понять, или решить, что такого РІ принципе быть РЅРµ может. Что РІСЃРµ это гротеск, выдумка?

— Конечно, сложно себе представить простого посетителя, который после выставки начнет изучать экономическую составляющую или интересоваться судопроизводством РІ чужой стране. РќРѕ выставка — это очень показательная история Рѕ том, как появляется, как рождается диктатура Рё как общество, более или менее развивающееся РІ европейском русле, начинает менять вектор своего развития. Р?ли даже РЅРµ развития, Р° деградации. Р? превращается РёР· относительно безопасного Рё цивилизованного места, РІРѕ-первых, РІ диктатуру Рё тоталитарное общество, Р° РІРѕ-вторых, принимает РІ качестве государственной идеологии бандитизм Рё грабеж. Р? хорошо, если благодаря таким безобидным выставкам, люди РїРѕР№РјСѓС‚, что РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ СЃ Россией. Р?ли РІРѕС‚ комментарии Рє комиксам. РћРЅРё РІСЃРµ юмористические. Р’СЃРµ РґСЂСѓРі над РґСЂСѓРіРѕРј шутят, РёСЂРѕРЅРёР·РёСЂСѓСЋС‚. Р’ этом Рё парадокс, потому что никто РЅРµ верит РІ происходящее, РІ этот абсурд. Рђ люди РІ результате отсидели десять лет. Если представить, что РЅР° процесс над РҐРѕРґРѕСЂРєРѕРІСЃРєРёРј Рё Лебедевым Рє СЃСѓРґСѓ пришло Р±С‹ РЅРµ сто человек, чтобы поддержать РёС…, Р° хотя Р±С‹ РґРІРµ тысячи или пять, то, наверное, после этого Р РѕСЃСЃРёСЏ стала Р±С‹ развиваться РїРѕ-РґСЂСѓРіРѕРјСѓ. РќРµ было Р±С‹ РЅРё Болотной, РЅРё убийства Немцова, РЅРё Pussy Riot. РќРѕ РІСЃРµ РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ том, что общество всегда, Рє сожалению, РЅРµ готово Рє действиям диктатора. Общество всегда опаздывает Рё, возможно РІ случае СЃ Россией, опаздывает навсегда.
«Рђ видели ли РІС‹ лично, как добывается нефть?»

— Насколько важны для восприятия выставки РїРѕРґРїРёСЃРё Рє картинам? Тексты, сопровождающие эти РєРѕРјРёРєСЃС‹...

— Какой-то текст важный, какой-то нет. РќРµ РІСЃРµ работы Котлярова вошли РІ экспозицию. Некоторые устарели, некоторые слишком детально Рё буквально описывают конкретные претензии. Налоговые, Рє примеру. РќРѕ есть несколько важных цитат Лебедева, РіРґРµ РѕРЅ указывает РЅР° то, что какая-то страница дела напечатана РґСЂСѓРіРёРј шрифтом, РІ РґСЂСѓРіРѕРµ время. РќРµ может 178 страница идти Р·Р° 177, потому что РѕРЅР° сделана раньше Рё РІ РґСЂСѓРіРѕРј месте. Р?ли, например, анализ конкретных английских терминов, которые СЃСѓРґСЊСЏ РЅРµ понимает РІ силу своего непрофессионализма. Рђ венцом всего этого абсурда является РІРѕРїСЂРѕСЃ РҐРѕРґРѕСЂРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ: «Рђ видели ли РІС‹ лично, как добывается нефть?». Р?дет очевидное выполнение политического заказа для того, чтобы устранить СЃ РёРіСЂРѕРІРѕРіРѕ поля серьезную фигуру. Р?менно поэтому реплики, еще раз это РіРѕРІРѕСЂСЋ, для сторон РЅРµ имеют никакого значения. РћРЅРё фактически повисают РІ РІРѕР·РґСѓС…Рµ Рё РЅРµ находят слушателя.
«РЎРјРµС€РЅРѕ? РЇ потребую очистить зал!»

— Как осуществлялся перевод текстов Рє картинам? РћРЅРё переведены СЃ СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ Рё РЅР° чешский, Рё РЅР° английский. Нужно было РЅРµ просто передать содержание, РЅРѕ Рё сохранить стиль, показать абсурд, фарс, СЋРјРѕСЂ... Сложно было РІСЃРµ это переводить?

— Довольно сложно. РЈ нас было РґРІР° этапа. Р? СЃ чешской, Рё СЃ английской версиями. Сначала делался буквальный перевод, Р° затем контекстуальная редактура. РќРѕ РІСЃРµ равно СЏ чувствую, что перевод немного РЅРµ так чтобы упрощен, Р° смягчен. РџСЂРё РІС…РѕРґРµ РЅР° выставку РјС‹ РІРёРґРёРј баннер, РЅР° котором СЃСѓРґСЊСЏ Данилкин как Р±С‹ выкрикивает: «РЎРјРµС€РЅРѕ? РЇ потребую очистить зал!». Рђ РІ чешском переводе это звучит примерно так: «РќР°Рґ чем смеетесь?! РЇ потребую очистить судебное помещение». Р? это РЅРµ очень точно, потому что СЏ хотел, чтобы зрители действительно воспринимали это как СѓРіСЂРѕР·Сѓ «РѕС‡РёСЃС‚ить». Р’ том числе Рё художественный зал или вообще, если говорить метафорично, территорию Р РѕСЃСЃРёРё.
На чем в России держится власть

— Тяжело ли было привезти «РџСЂРѕС†РµСЃСЃ» РІ Прагу? РЇ РіРѕРІРѕСЂСЋ РЅРµ Рѕ технических деталях — транспорте Рё РїРѕРґРѕР±РЅРѕРј, Р° Рѕ политике... РќРµ пытались ли власти Р РѕСЃСЃРёРё сделать что-то, чтобы эти картины РЅРµ доехали РґРѕ Чехии?

— Рљ счастью нет, хотя РјС‹ готовились Рє тому, что возможны любые провокации, Рё Министерство культуры, которое сейчас возглавляет достаточно одиозная фигура, может каким-то образом воспротивиться тому, чтобы выставка отправилась РІ Чехию. РќРѕ, Рє счастью, обошлось. Это показывает только то, что РјС‹ напрасно РіРѕРІРѕСЂРёРј Рѕ тоталитарном режиме РІ Р РѕСЃСЃРёРё. РќР° самом деле РѕРЅ абсолютно авторитарен, Рё РЅРёРєРѕРјСѓ нет дела РґРѕ проектов или вещей, которые РЅРµ РїСЂРёРЅРѕСЃСЏС‚ деньги. Р’СЃСЏ власть РІ Р РѕСЃСЃРёРё держится только РЅР° воровстве Рё возможности заработать, Р° здесь такой возможности РЅРµ было, СЃ нас нечего было взять. Поэтому это РЅРёРєРѕРјСѓ РЅРµ представлялось интересным.

— Р’ день открытия выставки СЂСѓСЃСЃРєРёРµ, проживающие РІ Чехии, пришли?

— Удивительно, РЅРѕ СЂСѓСЃСЃРєРёС… было меньше, чем чехов.

— Чем это можно объяснить?

— Это можно объяснить... Р?нтересом чехов Рє выставке