Люди-книги в борьбе со стереотипами

03.12.2012

В рамках проходящего в чешской столице Prague Pride был представлен проект «Живая библиотека»

Школьники смогли пообщаться СЃ представителями сексуальных меньшинств, задать тем любые РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, попытаться избавиться РѕС‚ стереотипов. Создатель необычной «Р±РёР±Р»РёРѕС‚еки» - Amnesty International.

Проект «Р–ивая библиотека» родился РІ 2000 РіРѕРґСѓ РІ Дании, его придумали члены движения «РЎС‚РѕРї насилию». Р—Р° 15 лет «Р±РёР±Р»РёРѕС‚еки» стали популярны РІРѕ всем РјРёСЂРµ, РІ том числе Рё РІ Чехии.

Р’ чем идея таких «Р±РёР±Р»РёРѕС‚ек»? Школьники общаются СЃ представителями разных меньшинств – людьми РґСЂСѓРіРѕРіРѕ цвета кожи, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации. Р?РЅРѕРіРѕ образа жизни – бездомными Рё наркоманами. Р? даже представителями необычных профессий. Каждый РёР· этих людей называется «РєРЅРёРіРѕР№», отсюда Рё «Р–ивая библиотека». Р’ результате посещения таких «Р±РёР±Р»РёРѕС‚ек», РјРЅРѕРіРёРµ подростки начинают РїРѕ-РґСЂСѓРіРѕРјСѓ смотреть РЅР° неведомую Рё часто пугающую РёС… РіСЂСѓРїРїСѓ людей.

Тереза Яролимова работает РІ Amnesty International Рё является координатором «Р–ивых библиотек» РЅР° территории Чехии. РћРЅР° ответила РЅР° несколько РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ редакции «Р Р°РґРёРѕ Прага».

- РЈ каждой страны – СЃРІРѕРё проблемы, СЃРІРѕСЏ специфика. Р’ РѕРґРЅРёС… общество РѕСЃРѕР±Рѕ РЅРµ любит РѕРґРЅСѓ конкретную РіСЂСѓРїРїСѓ людей, РІ РґСЂСѓРіРёС… – эта РіСЂСѓРїРїР° уже другая. Существует ли какая-то чешская специфика «Р–ивых библиотек»?

- Р’ Чешской Республике РјС‹ хотим РѕСЃРѕР±Рѕ тщательно нацелить нашу программу РЅР° проблемы дискриминации Рё ксенофобии. Это основная беда нашего общества. Поэтому основные темы чешских «Р±РёР±Р»РёРѕС‚ек» – разные меньшинства, проживающие РІ стране. РњС‹ хотим принять превентивные меры против дальнейшего распространения ксенофобии Рё дискриминации.

- Кого по вашим данным больше всего не любят, боятся, презирают школьники Чехии?

- Кто главный «РІСЂР°Рі» чешского школьника? Сложно говорить Рѕ каком-то типичном, среднестатистическом «РІСЂР°РіРµ». Р’ регионах страны ситуация разная. РќРѕ, конечно, чаще всего нетерпимость проявляется РїРѕ отношению Рє цыганам. Однако, чем дальше, тем чаще эта нетерпимость РІРёРґРЅР° РїРѕ отношению Рє иностранцам, особенно Рє мусульманам.

- А знакомите ли вы школьников с русскими или украинцами?

- РњС‹ стараемся сделать «Р±РёР±Р»РёРѕС‚еки» СЏСЂРєРёРјРё, цветными. Среди наших «РєРЅРёРі» - СЂСѓСЃСЃРєРёРµ, украинцы, белорусы. Это важно. Потому что СЂСѓСЃСЃРєРѕРµ Рё украинское национальные меньшинства, живущие РІ Чехии, РѕРЅРё большие. Необходимо, чтобы Сѓ школьников была возможность пообщаться Рё СЃ выходцами РёР· стран Восточной Европы.

- Чешское общество – относительно толерантное, РІ нем слабо влияние церкви. Означает ли это, что подростки РёР· Чехии терпимее относятся Рє людям СЃ Р’Р?Р§ или геям, чем РёС… сверстники, скажем, РёР· Польши или Р?талии?

- РЇ РЅРµ СЂРёСЃРєРЅСѓ утверждать, что Рє Р’Р?Р§-позитивным - отношение «РјСЏРіРєРѕРµ». Рљ гомосексуалам – РґР°, относительно толерантное. РќРѕ РІСЃРµ равно, среди школьников РЅР° эту тему распространено РјРЅРѕРіРѕ стереотипов, нехороших стереотипов. Р? если выясняется, что РІ классе учится гей, то РѕРЅ может столкнуться СЃ очень недружественной реакцией СЃРѕ стороны одноклассников.

- РџРѕ какому принципу работают ваши «Р±РёР±Р»РёРѕС‚еки»? Р’С‹ просто объезжаете РіРѕСЂРѕРґР° Рё села республики?

- РќР° практике это выглядит так. РњС‹ рассылаем РІ школы тех краев, РіРґРµ есть наши отделения, предложения принять участие РІ проекте «Р–ивые РєРЅРёРіРё». Потом СЃ заинтересовавшимися школами РјС‹ обсуждаем детали – как будет выглядеть эта «Р±РёР±Р»РёРѕС‚ека», назначаем дату. Приезжают примерно 5-6 «РєРЅРёРі», Р° СЃ РЅРёРјРё наш лектор, ведущий. Р? школьники РІ течение РґРЅСЏ РјРѕРіСѓС‚ пообщаться СЃ представителями абсолютно разных меньшинств, РЅСѓ Р° потом поделиться между СЃРѕР±РѕР№ впечатлениями РѕР± этих встречах.

- Часто взрослые нетерпимее, чем дети. Не боитесь ли вы того, что учитель окажется куда большим гомофобом, чем школьник?

- Конечно, Рё такое может произойти. РќРѕ СЏ думаю, что учителя, которые решили пригласить РІ школу нашу «Р±РёР±Р»РёРѕС‚еку», РІСЃРµ же должны быть РІ определенной степени толерантными. Однако наши люди контролируют ситуацию. Если Р±С‹ дошло Рє какой-то агрессивной реакции, то РѕРЅРё знают, что делать Рё СЃРѕ школьником, Рё СЃ учителем. Скажут, что так себя вести нельзя, Рё что человеку лучше покинуть аудиторию.

- Общение СЃ «РєРЅРёРіР°РјРё» идет РІ форме диалога. Рћ чем спрашивают школьники – можно предположить, Р° что интересует представителей меньшинств?

- Р’ большинстве случаев более активны школьники, РѕРЅРё переполнены любопытством. Рђ «РєРЅРёР¶РєР°» может как-то «РІСЃС‚ряхнуть» РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёСЋ каким-то РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРј, рассказать СЃРІРѕСЋ историю. РќРѕ сам диалог - РѕРЅ РІСЃРµ же РІ руках подростков, чтобы РѕРЅРё могли спросить то, что хотят.

- Сложно ли вам находить «РєРЅРёРіРё» для «Р±РёР±Р»РёРѕС‚еки» Рё РЅРµ чувствуют ли эти люди себя как звери РІ зоопарке. Что РёС… привезли РІ школу показать как какую-то РґРёРєРѕРІРёРЅРєСѓ?

- РњС‹ делаем РІСЃРµ, чтобы «Р¶РёРІС‹Рµ РєРЅРёРіРё» РЅРµ ощущали себя животными РІ зоопарке. Р?менно поэтому общение РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ РІ маленькой РіСЂСѓРїРїРµ, СЃ 4-5 школьниками. «РљРЅРёРіР°» РЅРµ выступает перед всем классом. РќСѓ Рё, конечно, Сѓ живых РєРЅРёРі есть СЃРІРѕРё мотивы Рё причины, почему РѕРЅРё РёРґСѓС‚ РЅР° это. Рассказать Рѕ своем меньшинстве, постараться изменить его образ, сложившийся РІ обществе. Также некоторым «РєРЅРёРіР°Рј» очень интересно познакомиться СЃ остальными «РєРЅРёРіР°РјРё», узнать человека, представляющего РґСЂСѓРіРѕРµ меньшинство, просто интересных людей. РџРѕРєР° Сѓ нас получается находить «Р¶РёРІС‹Рµ РєРЅРёРіРё», однако РјС‹ будем рады всем желающим присоединиться Рє этому проекту