Р?ванов

03.03.2013

Один из самых известных, престижных и любимый народом художник Чешской Республики – не чех, а

СЂСѓСЃСЃРєРёР№. Хотя РїРѕ гражданству РѕРЅ уже чех. Родился РІ РЎРЎРЎР  РІ 1966 РіРѕРґСѓ, РІ 1988 РіРѕРґСѓ переехал РІ Прагу. Десятки выставок РїРѕ всему РјРёСЂСѓ – Великобритания, Р?рландия, Р РѕСЃСЃРёСЏ, конечно, Рё Чехия. Престижные международные награды: американского РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР° String Art Competition Рё бельгийского Wallonie-Bruxelles. Р—РѕРІСѓС‚ этого художника Евгений Р?ванов.

Евгений Р?ванов пишет картины, иллюстрирует РєРЅРёРіРё, РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ выставки. Его РєСѓРјРёСЂС‹ – Марк Шагал, Лионель Фейнингер Рё Питер Брейгель.

Всех авторов, чьи РєРЅРёРіРё оформил Евгений Р?ванов – РЅРµ перечесть. Можно назвать лишь несколько имен. Юрий Домбровский, Пелам Гренвилл Вудхауз, Джеймс Джойс, Дороти Ли Сэйерс, Уильям Сомерсет РњРѕСЌРј, Р?РіРѕСЂСЊ Губерман, Драго Янчар Рё даже Агата Кристи. Евгений Р?ванов занимался Рё занимается оформлением РєРЅРёРі Рё чешских авторов. Рљ примеру, именно его картинки украсили РѕРґРёРЅ РёР· самых больших детских книжных хитов Чехии. РЎ этого РјС‹ Рё начали разговор.
«РЎС‚рашные сказки»

- Евгений, как получилось, что РІС‹ проиллюстрировали РѕРґРЅСѓ РёР· самых популярных чешских детских РєРЅРёРі? Р СѓСЃСЃРєРёР№ художник оформляет чешского автора – такое явление встретишь РЅРµ РѕСЃРѕР±Рѕ часто. Р’С‹ сами обратились РІ издательство? Р?ли же РѕРЅРё связались СЃ вами? Почему выбрали именно вас?

- Может быть, РёС… просто заинтересовали своей оригинальностью РјРѕРё работы. Это была инициатива издательства, РѕРЅРё обратились РєРѕ РјРЅРµ, написали РїРёСЃСЊРјРѕ РїРѕ электронной почте, РІ котором предложили проиллюстрировать РєРЅРёРіСѓ. РћРЅР° называется Strašidelné pohádky, СЏ Р±С‹ перевел ее РЅР° СЂСѓСЃСЃРєРёР№ как «РЎС‚рашные сказки». Автор – Карел Слабый. Это детская РєРЅРёРіР°, современные сказки. РќСѓ Рё РіРґРµ-то полгода СЏ занимался этой РєРЅРёРіРѕР№, иллюстрировал ее.

- Ваши работы нельзя назвать классическими. Не боитесь ли вы, что многие дети могут просто испугаться ваших картинок, разрыдаться и закрыть книжку? Ваши картины не противопоказаны детям?

- Понимаете, в Чехии с этим проблем нет. Потому что в Чехии в иллюстрации детских книг отошли от реализма еще в тридцатые года.
Книги для взрослых

- Есть ли какие-РєРЅРёРіРё, темы или авторы, которые РІС‹ Р±С‹ РЅРµ стали иллюстрировать? РџРѕ разным причинам…

- Да СЏ практически РЅРё РѕС‚ чего РЅРµ отказался Р±С‹, что, конечно, РЅРµ нарушает закон. Еще СЏ Р±С‹ РЅРµ стал иллюстрировать РєРЅРёРіРё РЅР° тему фашизма, РєРѕРјРјСѓРЅРёР·РјР°, радикального исламизма. Рђ РІСЃРµ остальное – РґР°, это же РјРѕСЏ профессия.

- Ну а какие книги вам больше всего нравится оформлять?

- РЈ художника РЅРµ такой Рё большой выбор. Каждому заказу СЏ очень рад. Лучше всего, конечно, работается СЃ качественной литературой, Р° хуже – СЃ литературой менее качественной. РќРѕ оформлять приходится разное. РЇ РІРѕ главу угла ставлю качественную литературу, СЃ ней легче работать, Рё неважно – веселая РѕРЅР° или грустная.

- Что означает качественная?

- То, что ее написал талантливый автор.

- Понятно, что в детской книге картинки нужны. Они дополняют текст, помогают ребенку его воспринимать, показывают героев. А вот иллюстрации в книгах для взрослых? Когда человек читает, он же сам создает в голове образ героя и даже квартиры, в которой тот живет. Образ, который близок этому конкретному читателю. Но если в книге уже есть иллюстрации, то получается, что вы лишаете человека фантазии, навязывая ему придуманные образы. Вы не согласны с таким мнением?

- Единственное, что я могу сказать это то, что, пожалуй, не стоит иллюстрировать книги в стиле реализма. Реализм больше всего навязывает такие вещи, о которых вы сказали. А если иллюстрации абстрактные или сюрреалистические, то они наоборот дают простор для фантазии читателя. Мне кажется, что все же иллюстрированная книга лучше, чем неиллюстрированная.
Цвет и психика

- Ваш жанр – это сюрреализм?

- РЇ себя РЅРµ отношу Рє сюрреалистическим художникам. Сюрреализм – это РІСЃРµ же немного другая вещь. Рђ СЏ РІ своем творчестве просто использую только некоторые его элементы. Элементы неосознанного. Если прочитать определение, что такое сюрреализм, то это будет РґСЂСѓРіРѕРµ, Р° РЅРµ РјРѕРё работы. РЇ РІ своем творчестве использую элементы нескольких стилей. РљСѓР±РёР·РјР°, сюрреализма, супрематизма.

- Евгений, не обвиняли ли вас критики в том, что многие ваши работы похожи друг на друга? Что вы повторяете сами себя?

- Р?скусствоведы РјРЅРµ такое РЅРµ говорили, РЅРѕ СЏ сам это прекрасно знаю Рё понимаю. Это вызвано тем, что СЏ очень РјРЅРѕРіРѕ СЂРёСЃСѓСЋ. Р? РєРѕРіРґР° РЅРµ выйдешь РёР· РѕРґРЅРѕР№ темы Рё начинаешь РЅРѕРІСѓСЋ работу, то естественным образом возникает проблема СЃ повторами. РќРѕ это РјРѕСЏ специфика. Есть художники, которые СЂРёСЃСѓСЋС‚ мало, берут тему, разрабатывают ее, забывают Рѕ ней, Р° потом переходят Рє РґСЂСѓРіРѕР№ теме. Рђ есть художники, которые СЂРёСЃСѓСЋС‚ постоянно. РЇ РёР· этой категории. Поэтому очень РјРЅРѕРіРёРµ РјРѕРё работы перекликаются между СЃРѕР±РѕР№. РќРѕ если взять, скажем, каждую двадцатую работу, то РѕРЅР° уже РЅРµ похожа РЅР° предыдущие.

- Насколько важны для художников Рё лично вас цвета, РІ которых выполнена картина? Р? что для вас черно-белые картины? Реально ли черно-белым передать то же, что Рё цветным?

- Цвет – это РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ понятие для художника. Р’ черно-белой картине ты РЅРµ можешь передать то, что передашь РІ цветной. Просто черно-белая картина будет определенным образом действовать РЅР° РїСЃРёС…РёРєСѓ зрителя. РќРѕ если СЏ хочу передать что-то, что соответствует черно-белой картине, то СЏ выберу черно-белый цвет.

- Как цвет картины влияет на ее восприятие? Определенным образом действуют на психику зрителя?

- Существует мнение, что определенные цвета РїРѕ-разному воздействуют РЅР° РїСЃРёС…РёРєСѓ человека. Допустим, зеленый цвет успокаивает. Красный цвет, наоборот, возбуждает. РќРѕ РІ реальности художник, который работает красками, РѕРЅ РЅРµ рисует только красную картину. Можно, конечно, нарисовать красную, РЅРѕ РІ спокойных оттенках. РќРѕ РІ принципе – РґР°. Цвета действуют РЅР° РїСЃРёС…РёРєСѓ человека.
Дерево, аптека, клуб

- Как РІС‹ считаете, есть ли разница РІ оформлении СЂСѓСЃСЃРєРёС… Рё зарубежных РєРЅРёРі? РњРЅРѕРіРёРµ РіРѕРІРѕСЂСЏС‚, что русская литература - депрессивная. Мрачные Рё грустные РєРЅРёРіРё оформлять сложнее, чем «Р»РµРіРєРёРµ» европейские?

- Это РІСЃРµ очень условное разделение. Р’ Европе тоже, особенно РІ современной литературе, очень РјРЅРѕРіРѕ депрессивных вещей. Возможно, это влияние Достоевского. Рђ РІ то же время, РІ современной СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературе очень РјРЅРѕРіРѕ жанровых вещей, совершенно РЅРµ депрессивных. РЎ культурной точки зрения различий нет никаких. Нет разницы РІ оформлении СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ или зарубежной РєРЅРёРіРё. РќРѕ РІРѕС‚ РІ работе редакторов – такая разница есть.

- Ваши работы – вневременные. РџРѕ РЅРёРј непонятно, РєРѕРіРґР° РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ действие. РќРѕ есть ли какой-то период истории, который вас волнует Рё интересует больше всего?

- Мне очень интересно время между Первой и Второй мировыми войнами. Это время и в Европе, и в России меня привлекает. Мне нравится рисовать ассоциации, связанные с тем периодом.

- Такое увлечение тем периодом возникло после вашего переезда в Прагу?

- Нет, этот интерес Сѓ меня РІРѕР·РЅРёРє гораздо раньше. РЇ думаю, еще РІ детстве. РњРЅРµ тот период очень интересен эстетически. Рђ РІРѕСЃРїСЂРёРЅСЏР» СЏ его, скорее всего, через РєРЅРёРіРё, фильмы. Как-то РІ детстве это сложилось. Р? после переезда РІ Чехию этот интерес РЅРµ исчез. РњРЅРµ стала интересна Рё Чехия того периода.

- Вы рисуете Чехию, Европу. Россия вам не особо интересна? Она не герой ваших работ?

- У меня есть целый цикл, который посвящен России. Хотя я и городской ребенок, большую часть детства я провел в совсем маленьких городках или сельской местности. Поэтому душой я больше всего привязан к провинциальным пейзажам.

- Символы Праги, СЏ РіРѕРІРѕСЂСЋ Рѕ картинах, это черепичные крыши, мосты, СѓР·РєРёРµ улицы, фонари, трубочист… Рђ что для вас является художественными символами Р РѕСЃСЃРёРё?

- Дерево. Не дерево как растение, а деревянная архитектура. Затем какие-то элементы советской культуры. Например, библиотека, аптека, клуб. Еще центром любого провинциального населенного пункта является кинотеатр. Это практически единственное развлечение. Вот такие я вижу символы России