Лучше уж в «МиГе», чем за дирижерским пультом

06.07.2012

2 сентября известному дирижеру Владимиру Валеку исполняется 80 лет. Профессиональная карьера

музыканта тесно связана с Симфоническим оркестром Праги, Чешской филармонией. За рубежом он также запомнился результатами своей дирижерской деятельности в японской Осаке. Самым длительным и плодотворным, однако, является сотрудничество Валека с Симфоническим оркестром Чешского радио, душой которого он являлся целых 26 лет. С данным коллективом он хотел бы осуществить еще немало совместных планов.
Вместо СЌСЂС‹ – самолет

Юбилей - хороший РїРѕРІРѕРґ оглянуться назад. Более четверти века РІРѕ главе Симфонического оркестра Чешского радио – это РЅРµ дирижерский ли рекорд? Р?ли РїРѕРґРІРёРі? Слово Владимиру Валеку.

- Да, РІ рамках истории оркестра Чешского радио 26 лет - это рекорд РїРѕ времени пребывания Р·Р° РѕРґРЅРёРј дирижерским пультом. РњРѕР№ предшественник РІ этой должности, профессор Клима дирижировал данным оркестром РЅР° РіРѕРґР° РґРІР° или три меньше меня. Вообще ситуация РІ РјРёСЂРµ раньше была совсем другая – назначением дирижера было отнюдь РЅРµ только дирижерство, РѕРЅ жил вместе СЃ оркестром РѕРґРЅРѕР№ жизнью. Сегодня СЃ дирижерами подписывают контракты РЅР° три РіРѕРґР°. РЇ тоже РІ последние РіРѕРґС‹ три РіРѕРґР° работал СЃ оркестром Братиславы Рё РїСЂСЏРјРѕ сказал его директору – практика, РїСЂРё которой дирижер приезжает раз РІ РґРІР° месяца РЅР° репетиции, бессмысленна. Ведь Рё тренера футбольной команды, если только РѕС‚ него ждут результативной работы, нельзя уволить после РѕРґРЅРѕРіРѕ сезона. Раньше дирижер десятилетиями сотрудничал СЃ РѕРґРЅРёРј оркестром, это была СЌСЂР° Карела Анчерла, СЌСЂР° Вацлава Талиха. Теперь никакой СЌСЂС‹ РЅРµ существует, вместо СЌСЂС‹ – самолет, потому что дирижеры РІ перелетах кидаются РѕС‚ РѕРґРЅРѕРіРѕ заработка Рє РґСЂСѓРіРѕРјСѓ, РЅРµ живут РІ РѕРґРЅРѕРј РіРѕСЂРѕРґРµ СЃ оркестрантами, что тоже имеет значение. Ведь важно иметь возможность слышать, как РјРѕР№ оркестр играет СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё дирижерами Рё СЃ разными солистами.

Какие минуты или, может, часы, в день концерта наиболее трудны, утомительны для вас и чем именно?

- Ожидание. Ожидание всего предстоящего. Уже СЃ самого утра, РєРѕРіРґР° РјС‹ ждем приезда автобуса, Рё потом это время между репетицией Рё концертом – ужасные РґРІР° часа. РќРµ знаю даже, сказать ли это Рѕ себе - поднимаясь РЅР° сцену Suntory Hall вместимостью три тысячи человек, что еще, конечно, неплохой вариант, РІС‹ видите, чувствуете, как пристально Р·Р° вами следит эта японская публика, как РѕРЅРё смотрят вам РІ глаза, Рё начинаете нервничать. Господи, говорите РІС‹ себе, РґРІР° часа дирижировать наизусть, Рё СЃ чего эта «РЁР°СЂРєР°» вообще начинается? Если этому поддаться, то РІС‹ вообще РЅР° сцену РЅРµ выйдете.

РЇ прибегаю Рє такому трюку: представляю себе, что сижу РІ «РњРёР“Рµ 21» - СЏ какое-то время С…РѕРґРёР» даже практиковаться РІ управлении воздушным СЃСѓРґРЅРѕРј Рё летал РІ Кладно СЃ инструктором. Перед тем как сделать «РјРµСЂС‚РІСѓСЋ петлю» или подобный выверт, Сѓ вас тоже напряжение. Р? РІРѕС‚ СЏ предпочитаю представлять себе, что СЏ РІ «РњРёР“Рµ». Р? находясь РІ нем, СЃ облегчением для себя констатирую, что это РІСЃРµ-таки лучше, чем стоять сейчас РІ Suntory Hall. Делаю перестановку мест этих состояний.

Тем не менее, в Suntory Hall, при всем уважении к дирижерскому призванию, речь все-таки не идет о жизни или смерти.

- Однако, возможно, Рѕ вашем существовании, что тоже есть жизнь. Р? еще - конкуренция среди дирижеров очень большая, Рё РІ семьдесят лет РІС‹ РЅРµ можете позволить себе проиграть.
Не хотим никого обидеть, но и не сойдем с ума

Градус Рё характер аплодисментов – что РѕРЅРё для вас значат?

- Аплодисменты значат для меня то, что объехав СЃ гастролями 60 стран РјРёСЂР°, СЏ РјРѕРіСѓ РїРѕ РЅРёРј определить, РіРґРµ примерно СЏ нахожусь. Чешские аплодисменты почти одинаковые. Р? РІ том случае, если исполнение было отличным, Рё тогда, РєРѕРіРґР° концерт выдался посредственным. Р?тальянцы реагируют Р±СѓСЂРЅРѕ, это подчас настоящий РѕСЂ. Р СѓСЃСЃРєРёРµ – прекрасная публика, насколько СЏ знаю РїРѕ своему опыту. РћРЅРё, например, РјРѕРіСѓС‚ закричать «РњРѕР»РѕРґС†С‹!» Рё что-то РІ РїРѕРґРѕР±РЅРѕРј РґСѓС…Рµ. Рђ РјС‹, чехи, сохраняем правила приличия: РЅРµ хотим РЅРёРєРѕРіРѕ обидеть, РЅРѕ Рё РЅРµ СЃС…РѕРґРёРј СЃ СѓРјР°,

подытоживает свои наблюдения Владимир Валек.

Концерт, приуроченный Рє 80-летнему юбилею дирижера, состоится РІ понедельник 7 сентября РІ Муниципальном РґРѕРјРµ Праги. Р’ исполнении Симфонического оркестра Чешского радио Рё скрипичного виртуоза Вацлава Гудечека прозвучат Симфония в„– 5 Людвига ван Бетховена, Романс для СЃРєСЂРёРїРєРё СЃ оркестром фа РјРёРЅРѕСЂ A. Дворжака, как Рё дворжаковская Мазурка для СЃРєСЂРёРїРєРё СЃ оркестром РјРё РјРёРЅРѕСЂ, Р° также симфоническая РїРѕСЌРјР° «РџСЂР°РіР°» Йозефа РЎСѓРєР°, свидетельство преемственности патриотических традиций чешской классики. Р—Р° дирижерским пультом - Владимир Валек Рё РЇРЅ Кучера