Торговые дома - счастье периода нормализации

23.09.2012

Одним из символов «нормализации» отношений в Чехословакии после 1968 года стала смена

президента. Р’ мае 1975 РіРѕРґР° Людвика РЎРІРѕР±РѕРґСѓ сменил Густав Гусак. РќРѕ это было РЅРµ единственным событием РІ этом РіРѕРґСѓ. Чтобы создать Сѓ населения иллюзию счастливой жизни РІ достатке, как РіСЂРёР±С‹ после дождя, РѕРґРёРЅ Р·Р° РґСЂСѓРіРёРј стали открываться новые торговые РґРѕРјР°. РћРЅРё Рё стали неким олицетворением «СЃС‡Р°СЃС‚ливой СЌРїРѕС…Рё достатка».

Этими словами Чехословацкое радио сообщало РѕР± открытии торгового РґРѕРјР° Kotva («РЇРєРѕСЂСЊ») РЅР° площади Республики 10 февраля 1975 РіРѕРґР°. Сообщение РѕР± открытии РЅРѕРІРѕРіРѕ торгового РґРѕРјР° РІ самом центре Праги вызвало настоящую сенсацию. Рђ уже Р·Р° РґРІР° месяца должен был открыться еще РѕРґРёРЅ большой универмаг.

«РќСѓР¶РЅРѕ понимать, что РІ то время относительно быстро СЂРѕСЃ уровень жизни, улучшалось снабжение товарами. Одновременно, большие средства вкладываются РІ строительство инфраструктуры, причем, РЅРµ только транспортной Рё сельскохозяйственной. Большие средства инвестируются РІ развитие туризма, торговли Рё так далее. Р’ конце концов, РІ 1974 РіРѕРґСѓ например, открылся знаменитый отель «Р?нтерконтиненталь» - РІ то время самый роскошный отель РІ Праге. Разумеется, попытка подчеркнуть СЂРѕСЃС‚ СѓСЂРѕРІРЅСЏ жизни, обеспечить достаток населения РІ продуктах питания Рё товарах народного потребления, проявилась Рё РІ строительстве больших торговых центров», - рассказывает историк Мартин Франц.

Строительство новых магистралей, линий метро, больниц Рё торговых РґРѕРјРѕРІ – РІСЃРµ это имело своей целью сказать РѕРґРЅРѕ – социалистическая Чехословакия – СѓРґРѕР±РЅРѕРµ место для жизни. Добрая часть населения РІ это действительно верила. Р?менно РІ первой половине 1970-С… РіРѕРґРѕРІ отмечается СЂРѕСЃС‚ популяции. Р’ 1974 РіРѕРґСѓ РІ Чехословакии родилось больше всего детей СЃ момента окончания Второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹. Позже РёС… стали называть «РґРµС‚Рё Гусака». Это был период корпоративных квартир, доступных всем автомобилей Škoda Рё дешевых кредитов для молодоженов. РќСѓ, Р° раз есть деньги, то нужно, чтобы было, РіРґРµ РёС… потратить.

«РћРґРЅРёРј РёР· главных трендов политического руководства РІ первой половине 1970-С… РіРѕРґРѕРІ была поддержка консюмеризма, повышение СѓСЂРѕРІРЅСЏ жизни населения. Разумеется, это отражало идеологическое опустошение, Рё было попыткой сформировать новый своеобразный социалистический образ жизни. РўРѕ есть целью было заполнить РІ людях идеологическую пустоту Рё повернуть РёС… Рє обычному образу жизни СЃ усилением потребительского элемента», - продолжает историк Мартин Франц.

Торговые РґРѕРјР° Kotva Рё Máj (сегодня – My), открывшиеся весной 1975 РіРѕРґР°, пропаганда того времени выдавала Р·Р° торговые центры европейского СѓСЂРѕРІРЅСЏ. Например, Рѕ «РЇРєРѕСЂРµ» пресса заявляла как Рѕ пятом РїРѕ величине торговом РґРѕРјРµ РІ Европе. Р’ сущности, это было РЅРµ что РёРЅРѕРµ, как попытка догнать уходящий поезд, ведь первый торговый РґРѕРј РІ Праге – Bílá labuЕҐ («Р‘елый лебедь») был построен уже РІ 1939 РіРѕРґСѓ. Р?ржи Йиндра РёР· Высшей школы гостиничного бизнеса РІ Праге РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что «Р‘елый лебедь» появился РЅР° свет лишь спустя несколько лет после того, как РІ Европе стали строиться торговые РґРѕРјР° РІ середине 19 века.

«Р›СѓС‡С€РёРјРё были парижские торговые РґРѕРјР°, аналогичные образцы строились РІ Милане, Неаполе, даже РІ РњРѕСЃРєРІРµ. Сегодня СЃ того времени сохранился лишь единственный – ГУМ, построенный РЅР° рубеже 19-20 веков. РћРЅ сохранился РІ первоначальном РІРёРґРµ, хотя Рё очень расширился. Второй период строительства торговых РґРѕРјРѕРІ приходится РЅР° период после Второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹, если говорить Рѕ Европе. Р’ Америке развитие этой сферы имело преемственность, поскольку РЅРµ прерывалось РІРѕР№РЅРѕР№. Р’ Европе этот Р±СѓРј начинается СЃ перестройкой разрушенных РіРѕСЂРѕРґРѕРІ – РІ Англии, Германии, Франции. Сначала торговые РґРѕРјР° появляются самостоятельно РІ рамках традиции РІ центрах РіРѕСЂРѕРґРѕРІ. Р’ то же время получают развитие торговые центры. Торговые центры стали самым типичным знаком развития торговли после Второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹, так же как универсамы Рё супермаркеты».

Ну, даже если Чехословакия немного запоздала за Европой со строительством торговых домов и торговых центров, выглядели они очень современно. Да, пожалуй, и выглядят до сих пор.

«Р­С‚Рѕ, определенно, были очень интересные объекты. Такими РѕРЅРё остаются Рё РїРѕ сей день. Что касается архитектурной ценности, Kotva Рё Máj являются лучшими представителями архитектуры того времени Сѓ нас. РЈ «РЇРєРѕСЂСЏ» интересно пространственное решение, конструкция, расположение, СЃРїРѕСЃРѕР±, каким авторы проекта – СЃСѓРїСЂСѓРіРё Махонины расположили довольно большой РїРѕ объему объект РЅР° весьма маленьком участке РІ центре Праги. РЈ торгового РґРѕРјР° Máj интересно решение объекта РІ РІРёРґРµ контейнера СЃ первыми позывными архитектуры hi-tech, РіРґРµ, одновременно, появляется рефлексия чешского межвоенного функционализма. Р’ контексте фасада этого торгового РґРѕРјР°, выходящего РЅР° Национальный проспект, можно говорить Рѕ первых элементах неофункционализма РІ Чехии», - РіРѕРІРѕСЂРёС‚ архитектор Петр Клима.

Например, торговый РґРѕРј Máj стал самой популярной чехословацкой послевоенной постройкой, которую публиковали РІ зарубежной прессе. Хотя Kotva Рё РЅРµ достигла такой популярности, РѕРЅР° также была РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ европейской архитектуры того времени. РћР±Р° этих торговых РґРѕРјР° принесли РІ центр Праги беспрецедентные РїРѕ объему торговые площади. Р’ РіРѕРґ РёС… посещали сотни тысяч человек. Что касается ассортимента, РѕРЅ отличался РІ разных торговых домах. Например РІ Kotva Рё Máj, которые входили РІ сеть Prior, ассортимент был приблизительно такой же, как Рё РІ обычных магазинах. Рђ РІРѕС‚ лучшие товары можно было купить РІ кооперативных торговых домах, каким был, например, РўР” «Р”ружба» (DruЕѕba).

«РўРѕСЂРіРѕРІС‹Рµ РґРѕРјР° отличались РЅРµ только тем, что были крупными торговыми единицами, РЅРѕ имели также РґРІРµ выгоды. Р’Рѕ-первых, РЅР° какое-то определенное время РѕРЅРё располагали улучшенной структурой продаж, возможностью импорта. РљСЂРѕРјРµ Tuzex, торговые РґРѕРјР° были единственным местом, РіРґРµ можно было что-то купить. Это был РЅРµ только ассортимент, РЅРѕ Рё определенный уровень обслуживания, попытка открыть систему продаж клиентам. РќР° части торговых площадей были открыты отделы самообслуживания. Так люди впервые могли испробовать, что это такое – потрогать товар руками, примерить его. Это был Рё РёРЅРѕР№ РїРѕРґС…РѕРґ Рє работе. Некоторые сотрудники, РІ самом деле, считали честью работать там. Так что эти торговые РґРѕРјР° РІ 1970-Рµ РіРѕРґС‹ означали следующий шаг РІ развитии розничной торговли», - подчеркивает Р?ржи Йиндра.

РќРѕ уже спустя несколько лет Kotva, Máj Рё РґСЂСѓРіРёРµ торговые РґРѕРјР° столкнулись СЃ СЂСЏРґРѕРј неблагоприятных факторов. РћРґРЅРёРј РёР· РЅРёС… стало то, что уже РІ конце 1970-С… РіРѕРґРѕРІ возможности государства РЅР° поддержание щедрой социальной политики были исчерпаны. Небольшой экономический подъем начала 70-С… оказался РІ прошлом, СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° пришла Рє стагнации Рё технологическому отставанию.

«Р§РµС…ословацкое политическое руководство опасалось идти путем создания больших долгов, как это произошло, например, РІ Польше. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, экономический СЂРѕСЃС‚ начала 70-С… РіРѕРґРѕРІ быстрее столкнулся СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё границами. РўСѓС‚ кажется логичным появление экономических проблем, которые было невозможно решить привычными методами. Рђ применить какие-то более отважные концепты конца 1960-С… РіРѕРґРѕРІ нормализационное руководство РЅРµ отважилось», - заключает историк Мартин Франц