Цыганский класс

13.07.2012

Красная Липа – городок на севере Чехии с населением в 3 600 человек. Несколько дней назад он стал

известен на всю страну. В местной начальной школе в первый же день учебного года всех первоклассников-цыган отправили в отдельный класс, отделив их от большинства, как его деликатно называют, мажоритарного. Родители цыганских детей сразу же позвонили на Чешское телевидение, и его репортеры приехали в Красную Липу.

Всех первоклассников Рё РёС… родителей 1 сентября собрали РІ РѕРґРЅРѕРј помещении, Рё директор школы Р?вана Прейова заявила: РёР· цыганских детей создают отдельный класс. РћРґРёРЅ РёР· родителей успел включить мобильный телефон Рё сделал запись, которую позже показало Чешское телевидение.

Р’РѕС‚ как отреагировала директор школы РЅР° возмущение родителей цыганских детей, отказываясь отменять СЃРІРѕР№ приказ РїРѕ сегрегации школьников: «Р”авайте РІСЃРµ останется так хотя Р±С‹ месяц, Р° потом РјС‹ решим – было это правильным или неправильным решением».

Корреспондентам Чешского телевидения Р?вана Прейова сказала следующее: «РЇ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ делила классы РЅР° цыганские Рё нецыганские. Разделение происходило РїРѕ принципу: посещал ребенок дошкольные учреждения или нет».

РњСЌСЂ РіРѕСЂРѕРґР° Красная Липа РЇРЅ Коларж открыто заявил журналистам: «РќРµРєРѕС‚орые родители детей мажоритарного большинства решили, что будет лучше, если РёС… дети РЅРµ станут ходить РІ эту школу потому, что РІ классах растет количество цыганских детей».

Петра Елинкова, мама ребенка, попавшего в цыганский класс, не скрывает своего возмущения теми словами, которые ей и другим родителям сказало руководство школы.

Рђ сказали РёРј следующее: «РќР°С€РёС… детей нужно перевоспитать. РћРЅРё должны научиться ходить РІ туалет, держать РІ СЂСѓРєРµ шариковую ручку. РњРЅРµ кажется ненормальным, чтобы моего ребенка кто-то перевоспитывал или учил основным вещам, которые РѕРЅ уже умеет».

В Красную Липу, благодаря репортажу Чешского телевидения, выехали сразу две комиссии: из министерства образования и представители министра по правам человека. Они обещали разобраться в ситуации и наказать виновных.

Рђ РІРѕС‚ организация «РћС‚крытое общество» провела РѕРїСЂРѕСЃ среди 900 учителей, пытаясь понять проблему цыганских детей РІ школах. Говорит психолог Гелена Франке: «Р‘ольшинство учителей сказало, что цыганские дети РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ РІ школу СЃ теми же основными знаниями Рё умениями, как Рё остальные дети. РќРѕ, Рє сожалению, РІ определенный момент родители цыганских детей перестают оказывать РёРј такую же помощь Рё поддержку, как РІ мажоритарных семьях».

Европейская Комиссия и Хельсинский комитет постоянно критикуют Чехию за нарушения прав цыганских детей в школах. А чешское отделение Amnesty International собрало уже более 35 тысяч подписей общественных деятелей, политиков и простых людей под петицией, призывающей прекратить расовую дискриминацию в школах.

Однако политолог Зденек Зборжил считает, что правозащитные организации упрощают проблему и часто заинтересованы в искажении реального положения дел:

«Р‘ольшую опасность для чешской системы школьного образования представляют организации разных активистов, которые пишут РІСЃСЏРєРёРµ доклады РІ ЕС. Рђ для того, чтобы получить РѕС‚ Европейского РЎРѕСЋР·Р° дотации, РѕРЅРё часто искажают Рё перевирают ситуацию. РћРґРЅР° РёР· РјРѕРёС… студенток работает РІ Брюсселе ассистенткой РѕРґРЅРѕРіРѕ Еврокомиссара, Рё СЏ знаю, откуда берутся эти доклады – РѕС‚ заинтересованных людей. Рљ сожалению, это путь РІ пропасть. РўРѕ, как подается эта ситуация, всем закрывает глаза РЅР° реальное положение дел. Рђ именно – как растят цыганские родители СЃРІРѕРёС… детей РїРѕ отношению Рє белым детям, Р° белые – РїРѕ отношению Рє цыганам».

РџРѕ мнению Зденека Зборжила, проблема - Рё РІ семьях, Рё РІ состоянии общества: «РљР°Рє только РІ семьях появляются проблемы, Р° Сѓ нас таких семей РїРѕСЂСЏРґРєР° 60%, как только нарушается педагогический процесс РІ школах, как только появляется латентный расизм или латентная ненависть РєРѕ всему нечешскому, что полностью абсурдно, то возникает абсолютный коллапс общества