"Ни у кого нет изоленты, чтобы залепить ей рот?"

08.07.2012

Доверчивые пожилые люди являются излюбленными жертвами аферистов всех мастей. Чешская

криминальная хроника пестрит сообщениями о кражах в квартирах стариков, куда являются мнимые представители разнообразных, но всегда очень важных инстанций. Чешские пенсионеры с удовольствием делятся остатками пенсии с «друзьями» своих внуков и верят на слово незнакомцам. И еще одна радость есть в жизни чешских пенсионеров – бесплатные поездки по крепостям и замкам, с бесплатным сытным обедом и презентацией полезных товаров.

На днях в прокат вышел документальный фильм молодой журналистки Сильвии Дымаковой «Прохвосты», который разоблачает аферистов, заманивающих пожилых людей на свои рекламные презентации и заставляющих их покупать некачественные товары по заоблачным ценам. Люди старше 65 лет могут посмотреть фильм в кинотеатрах абсолютно бесплатно.

Снять фильм о рекламных поездках для пенсионеров Сильвия Дымакова решила после того, как вместе с собственной бабушкой побывала на первом подобном мероприятии.

«Я попросила бабушку взять меня с собой. И – тут сказалась, видимо, профессиональная деформация, взяла с собой скрытую камеру. Меня очень неприятно удивило, какое давление оказывается на пенсионеров во время подобных акций».

После приятной прогулки перед пожилыми людьми выступают продавцы, убеждающие их купить кастрюли, кофеварки, пылесосы и прочие подобные товары по ценам, в несколько раз превышающим обычные. Будь у стариков возможность все обдумать и взвесить, они бы, конечно, не спешили покупать кофеварку стоимостью в две свои пенсии, но продавцы им такой возможности не оставляют. В ход идут как оскорбления, так и мелкий шантаж: пенсионерам, например, грозят, что их оставят без обеда или не довезут обратно до дома – «добирайтесь как знаете». Как говорит психолог Романа Мазалова, одна из авторов сценария фильма,

«Продавцы давят на самые важные ценности пенсионеров - семью, деньги, здоровье. Они пугают стариков болезнями, которые придут, если они не купят рекламируемый товар, тем, что у них не будет сбережений на «черный день», потому что электроэнергия дорожает, а они используют неправильную посуду и т.п.».

Продолжает Сильвия Дымакова:

«Часто используется метод кнута и пряника и унижения, направленные на одного конкретного человека. После оскорблений, которые сваливаются на голову одного из присутствующих, остальные участники становятся более сговорчивыми. Проводятся там и розыгрыши фиктивных призов. Например, пенсионер может выиграть, якобы, огромную скидку на товар – вместо 3 тысяч евро за набор посуды с него возьмут лишь 2 тысячи. Цены на предлагаемые товары очень сильно завышены».

Как вспоминает об участии в подобном мероприятии 77-летняя жительница Праги пани Алена,

«Нам обещали, что на лампы сделают скидку 8 тысяч (320 евро), но мы все равно ничего не купили. Нас уговаривало четыре человека, которые сменяли друг друга. Но мы с мужем отказались, сказали, что нам ничего не нужно».

Какой реакции зрителей на свой фильм ждет Сильвия Дымакова?

«Я жду, что они уйдут из кинотеатра грустными, потрясенными, задавая себе вопрос – почему до сих пор такое происходит абсолютно законно? Им покажут множество примеров того, как молодые продавцы «промывают мозги» пенсионерам. Мне было очень сложно не вмешаться в этот момент, не встать на защиту пенсионеров, остаться сторонним наблюдателем».

Оставаться сторонним наблюдателем автору удавалось целых 14 рекламных поездок. Зато на 15-той она не выдержала и вступилась за дедушку, которого на повышенных тонах уговаривали купить какую-то страшно дорогую посудину.

«Продавец вытащил меня в коридор и обложил трехэтажным матом»,

- вспоминает она.

- Сложно ли проникнуть на такие мероприятия молодым людям?

«Когда мы с подругой пытались присоединиться к подобной поездке, нас не пустили, заподозрив нас в том, что мы контролеры из Чешской торговой инспекции. Такой же опыт был и у психолога Романы Мазаловой, которая занималась этой темой. Так что потом я всегда выдавала себя за сопровождающее лицо, за внучку одного из пенсионеров».

- Вы что-нибудь покупали на этих презентациях?

«Одну вещь я купила - сковороду с керамической поверхностью за 3 тысячи крон (120 евро), к которой прилагался бесплатный керамический нож. Нож потом оказался обычным металлическим, его лишь покрыли каким-то спреем. У меня не было с собой наличных денег, но организаторы обеспечили нам обслуживание на наилучшем уровне – из глухой деревеньки, где мы были, меня на машине отвезли к ближайшему банкомату, чтобы я могла снять деньги».

- Вы говорите, что на пенсионеров повышают голос, унижают их. Неужели нет случаев, когда вся группа протестует против такого обращения, проявляет солидарность, приходит на помощь тому, кого оскорбляют?

«Такое происходит очень редко. Никто из этих людей не хочет, чтобы его поливали грязью перед всей группой. Если кто-то подает голос – даже не протестует, а просто делает замечание, продавец изо всех сил старается его наказать. Например, реагирует так: «Господи, женщина, да что вы такое говорите. Ни у кого нет изоленты, чтобы залепить ей рот?».

- Но ведь не все пенсионеры поддаются на такое «промывание мозгов»? Некоторые находят в себе силы сказать «нет»?

«Это очень тяжело. Вот мне 30 лет, я ориентируюсь в ценах, пользуюсь Интернетом, но когда я сидела и слушала продавцов, я тоже начинала верить в то, что эта кастрюля мне очень нужна, что без нее моя жизнь не имеет смысла. Меня не удивляет, что пенсионеры поддаются на эти уговоры».

Пани Алена из Праги посмотрела фильм «Прохвосты», и ей, как она говорит, стало немного обидно за снятых скрытой камерой стариков.

«В фильме старики изображены глупцами, которые ничего не понимают и снова и снова едут на такие мероприятия. Меня это оскорбило».

Тем не менее, Сильвия Дымакова настаивает, что есть категория стариков, оставивших на подобных рекламных акциях ни одну свою пенсию, но позволяющих обманывать себя снова и снова. Почему такое происходит?

«Причин тут две, и они очень просты. Многие пенсионеры одиноки, им хочется общаться со сверстниками. И их зазывают посредством лозунгов: «Не сидите дома, отправляйтесь с нами развлечься». И вторая причина – желание получить что-то бесплатно. Иногда им действительно что-то дают, но иногда условия игры меняются – организаторы оставляют за собой право изменить условия конкурса, наградить лишь тех, кто хорошо себя вел. Это как игровой автомат – иногда вы и впрямь что-то выигрываете. И это подогревает интерес к таким поездкам».

Сама же автор советует пожилым людям не рисковать и не участвовать в таких поездках.

«Самым сильным оружием в таких ситуациях является слово, которое мы используем каждый день и которое имеет волшебную силу – это слово «нет». Оно может сберечь наши нервы и деньги»,

- заключает Сильвия Дымакова