Милослав Троуп – незаслуженно забытое имя

20.10.2012

В пражской галерее Клуб Топича на Национальном проспекте до 20 января проходит ретроспективная

выставка произведений чешского художника Милослава Троупа. Несмотря на то, что за свою творческую жизнь художник, родившийся в 1917 году и покинувший этот свет лишь 20 лет назад в 1993 году, создал множество картин и плакатов, являлся разработчиком проектов витражей и автором иллюстраций к 160 книгам, имя его на родине оказалось незаслуженно забыто. Ныне организаторы выставки в Клубе Топича пытаются исправить эту ошибку.

Выставку работ Милослава Троупа в Праге открыл известный чешский искусствовед, автор успешного проекта Europa Jagellonica Иржи Файт:

«Ремеслом художника-иллюстратора Милослав Троуп овладевал в пражском Художественно-промышленном институте. Сразу же после войны, в 1947 году, он отправился в Париж, где жадно впитывал в себя «послевоенный парижский художественный квас», что, несомненно, стало для него колоссальным источником вдохновения. Примером для него было творчество главных представителей классического модернизма – цветовые эксперименты художников-фовистов или вариации с раздроблением классических форм авторами, творившими в стиле кубизма. Личным другом Милослава Троупа был, например, Жорж Брак. В Париже, что подтверждается письменными источниками, Троуп встретился и с Франтишеком Купкой, который с большим уважением относился к работам своего молодого пражского коллеги. В пятидесятом году Милослав Троуп, однако, решил вернуться в Чехию, тогда уже оккупированную коммунистами, что, естественно, не оказало благотворного влияния на так успешно начавшуюся карьеру художника».

Пребывание в Париже оставило неизгладимый след в дальнейшем творчестве Милослава Троупа, подчеркивает искусствовед Иржи Файт: «У художника возникло колоссальное ощущение цвета. Все последующее творчество этим отмечено - он использует неожиданные яркие цветовые комбинации в стиле фовизма с экспрессивным характером. Одновременно в его творчестве, после обучения в Париже, проявлялся подход кубистов к конструкции изображаемого. Это два главных элемента, прослеживающихся во всем творчестве Милослава Троупа».

В ретроспективной выставке работ художника в Клубе Топича организаторами отражен, как парижский период творчества - время формирования, так и последующий пражский, когда стилистика автора приобретала зрелость.

«Концепция отражена посредством двух центров выставки. Первый – парижский период, когда Милослав Троуп экспериментирует с различными изобразительными техниками, например, энкаустикой, что весьма непривычно. В этот период он часто обращается к жанровым мотивам, так как являлся восхищенным посетителем различных блошиных рынков и буквально не мог надышаться атмосферой Парижа», - подчеркивает искусствовед.

В произведениях французского периода, по мнению Иржи Файта, принимавшего участие в организации выставки, ясно прослеживается стилистика разных европейских художников, вдохновивших Милослава Троупа: «В этих картинах можно четко проследить влияние, например, фовистов или Брака, а также иных авторов, отдававших предпочтение стилю кубизма. Чувствуется в произведениях и весьма сильная нота немецкого экспрессионизма - Пауля Клее и иных».

Вдохновением в последующем творчестве для художника служило также готическое искусство, библейские мотивы и, конечно же, Прага, что стало вторым полюсом выставки в Клубе Топича.

Иржи Файт: «Троуп жил в Праге на Нерудовой улице, а мастерская была на Велеславиновой улице в Старом городе. Он до мельчайших, интимных подробностей знал жизнь этой части города – Нерудову улицу, Малостранскую площадь, Карлов мост. Все это отражается в очаровательных цветовых и композиционных вариациях, запечатляющих Прагу. В своем творчестве Милослав Троуп к Праге возвращался постоянно, как будто ощущал себя ее должником».

Подтверждением слов искусствоведа является, например, выставленная картина с изображением храм Девы Марии перед Тыном на Староместской площади Праги или виды, открывающиеся с Карлова моста.

Иржи Файт: «Благодаря тому, что художник в 60-х годах совершал поездки в Югославию или же в Северную Италию на свет появился еще ряд интересных произведений. Например, мотив, который встречается в разные периоды развития европейского художественного искусства – Миланский собор (Duomo di Milano). Милослав Троуп изобразил его в синих тонах»