Полонез, кадриль, вальс, котильон…

20.06.2012

В Чехии развивается необычный туризм. Правда, название ему пока еще не придумали. Но участников таких

туров можно легко узнать среди толпы иностранцев. Они одеты в традиционные костюмы 18-х,19-х веков, придерживаются дворянского этикета и именуют себя не иначе, как кавалеры и дамы. В Чехии эти туристы участвуют в балах, которые проводятся в многочисленных местных дворцах и замках.

С неподдельным интересом и удивлением сотрудники замка Либлице и постояльцы заглядывают в Мраморный зал, откуда доносится музыка восемнадцатого и девятнадцатого веков. Дамы в бальных платьях в белых кружевных перчатках и кавалеры во фраках кружатся в танцах на настоящем балу.

Почувствовать себя путешественниками во времени с недавних пор стало возможно благодаря новому направлению туризма – выездных балов. Идею выездных балов за границей разработала Мария Дмитриева, исследователь светского и бального этикетов. На Родине в Петербурге она руководит проектом «Эпоха 19 века. Светская культура».

Мария уже не раз проводила балы в России, организовывала русский бал в турецкой Анталье. Но, не обратить внимания на Чехию, с её многочисленными дворцами, замками, залами, которые, по её мнению созданы для традиционных балов, Мария, конечно, не могла:

«Вы знаете, эта идея зрела очень давно во мне. Единственное, нужно было собрать народ, который приедет из России. И в итоге спустя несколько лет мне это удалось, нас приехало немного, но мы добрались. Моя любовь к Чехии известна достаточно многим, и я хочу заниматься 19 веком именно в Чехии. Девятнадцатым веком идут заниматься далеко не все люди. И пока что это очень ограниченное количество людей. Наша цель это, конечно же, восстановление дворянских традиций девятнадцатого века».

Тринадцать участников бального тура в Чехию, люди самых разных профессий и возраста. Филологу и историку Эржену Юсупову - семьдесят девять. Выпускник суворовского училища, кадровый офицер не раз проводил балы в Петербурге:

«Я занимался организацией балов суворовцев, нахимовцев, и кадет с барышнями гимназии при русском музее Петербурга. Три бала в год. Я знаком достаточно хорошо с классическим репертуаром русского бального».

Рыцарь Мальтийского ордена, обладатель роскошных, как принято говорить – офицерских усов, Александр Сергеев вместе с супругой руководит частной школой в Петербурге. Он активный участник клуба Ренессанс, который организовала его жена:

«Танцы они помогают всему, это движение развитие и голова свежая после танцев. Танцы это приятно, доставляю удовольствие себе и жене, а так же окружающим! Вы знаете, мы в Петербурге танцевали во многих дворцах, в Юсуповском дворце, это конечно интересно, но в Прагу, за границу мы первый раз выезжаем».

Супруга Александра Ирина признается, что с детства была влюблена в бальную культуру, но во времена Советского союза не могла реализовать свои мечты. Её первым балом стал Морской бал в честь 300-летия Санкт-Петербурга в 2003 году. Уже потом она организовала клуб Ренессанс, где изучают танцы эпохи нового времени:

«Принимаем тех, кто нам по духу соответствует. Потому что бывает люди приходят и говорят – мы хотим танцевать. Но по стилистике другие, понимаете, у нас все таки эти танцы требуют тонкой организации натуры своей. Я не говорю, что это плохо или хорошо, танцуют, все учатся. Не все могут ездить на балы такого типа. Сложилась уже традиция. Москва приезжает к нам, мы едем в Москву, Москва едет в Вену. Мы выбираем Прагу».

Пусть мы не идеально танцем, пусть ошибаемся, продолжает Александр Сергеев, главное, что мы занимаемся любимым делом: «Мы же не профессионалы. Мы любители, мы танцуем для себя. Это вот сейчас только в кинофильмах показывают, что они не ошибаются, не падают. Извините, Император упал на балу, когда полы натерли. Бывает такое, но он никого не наказал, пол был «зеркальным».

Полонез, кадриль, вальс, котильон. Программа бала не только строго регламентирована, но и требует определенного внешнего вида. Бальные платья, мужские фраки участники, зачастую, шьют сами. Продолжает Мария Дмитриева:

«Мой костюм это по историческому крою костюма эпохи модерна. Кто-то костюмы покупают и преобразовывают, кто-то соответственно шьет. Каждый как хочет. Бал это конечно не только костюмы шампанское, это танцы, это, конечно же, обязательное общение. Это та зала, где мы танцуем, это все включено в бальный этикет. Это и веера, и билеты входные, и бальные книжечки, это все совокупность, не просто танцы, это, прежде всего, общение. И общение хотелось бы проводить в красивых костюмах, в красивой зале, С шампанским, не шампанским это уже на рассмотрение каждого человека. В России существует еще с девятнадцатого века такая пословица, говорят, её сказал Пушкин, что на балы ходят в двух случаях. Первый – найти себе жену. Второй – присмотреть себе чужую жену».

Директор замка Либлице Клаудие Соукупова признается, что просто очарована необычными гостями из России:

«В нашем замке в 18-м,19-м веках проводились балы, и очень хорошо, что традиция эта возрождается. Мне очень понравились танцы, понравилось то, что люди проводят время таким образом. И я даже не могу сказать, какая пара мне понравилась больше всех, они все хороши».

Завершился Русский бал в замке Либлице в лучших традициях девятнадцатого века - прогулкой по парку и торжественным ужином