Меценат Клар не хотел, чтобы слепые были попрошайками

01.08.2012

250 лет назад, 25 апреля 1763 года, в Чехии родился педагог, меценат и «отец слепых» Алоис Клар –

человек, чье имя носит один из районов на пражской Малой Стране. В 1832 году он основал Институт попечения и обеспечения работой слепых (Кларов институт), который в отличие от других подобных заведений не готовил незрячих людей к роли попрошаек, а давал им профессию. Ныне традиции Института продолжает средняя специальная школа им. Клара.

Чехия в начале XIX века по части заботы о незрячих опережала многие страны Европы. В 1807 году на пражских Градчанах появился институт для слепых детей – первое образовательное учреждение для детей с дефектами зрения во всей Австро-Венгерской империи. К его основанию имел непосредственное отношение меценат Алоис Клар. Продолжает директор средней школы им. А. Клара Вера Коваржикова:

«Первые учреждения для людей с дефектами зрения и слуха стали возникать в Европе в конце XVIII-го века. У нас первое подобное заведение – частный институт для незрячих детей, было открыто в 1807 году. А в 1832 году профессор Клар основывает свой Институт попечения уже не для детей, а для взрослых».

Что побудило педагога и мецената Алоиса Клара создать свой собственный институт? Известно, что он выступал против отношения к незрячим как к больным людям, и считал, что слепым следует давать такое образование, которое поможет им заработать себе на жизнь. Давать слепым детям музыкальное и религиозное образование, по его мнению, означало растить из этих детей будущих нищих. В своем институте, который располагался у Влтавы под Пражским градом, профессор решил обучать воспитанников рукоделию, отмечая при этом, что обучение должно вестись с уважением и пониманием проблем незрячих. В начале XIX века эти идеи, несомненно, были новаторскими.

Профессор Клар неслучайно посвятил свою жизнь помощи слепым. Он сам имел дефект зрения и в детстве перенес травму позвоночника.

«В возрасте 23 лет у него нашли катаракту, говорят, что это было следствием заболевания нервной системы»,

- рассказывает Вера Коваржикова.

Алоис Клар происходил из немецкой семьи, жившей в северочешском городке Уштек.

«Клар был личностью исторического масштаба. Он прожил очень сложное детство – его отец умер, семья лишилась дома. Тем не менее, ему удалось закончить гимназию в Литомержице и поступить на философский факультет Карлова университета. Позднее он преподавал на этом факультете и был его деканом».

Клар вел в Карловом университете курсы риторики, которые пользовались у студентов большим успехом. Посещал их и знаменитый чешский поэт Карел Гинек Маха, которому Клар оказывал финансовую поддержку. Стабильный доход профессору обеспечили его сочинения об искусстве декламации, и песня, написанная для мессы – после перевода на чешский язык она стала очень известной.

Клар основал несколько фондов для поддержки бедных студентов и на собственные средства финансировал пребывание в своем институте четырех слепых воспитанников. Современники отмечали, что Клар отличался и умением выбирать правильных спонсоров для своих проектов. Земельный участок для Института попечения был ему подарен императором Францом I, определенную сумму на основание Института дала и императрица. Как рассказывает Вера Коваржикова,

«Первый камень в основание заведения на Кларове был положен в присутствии императора Франца I. В качестве спонсоров выступали банки, министерства, страховые компании».

Несмотря на пожертвования от частных лиц и государственных институций, детище Алоиса Клара, которым впоследствии руководили его сын и внук, практически всегда находилось на грани разорения. Когда школа в 1932 году переехала из центра города на периферию – в нынешний район Прага 4, воспитанники начали возделывать принадлежащий школе прекрасный сад.

«Тогда наша школа сама обеспечивала себя овощами и фруктами, мы держали домашних животных»,

- вздыхая, говорит нынешний директор школы. Сейчас о своих грядках и курах «кларовцам» приходится лишь мечтать.

- Интересно, а чему учили незрячих чехов 180 лет назад и чему их учат сейчас? Большая разница?

«В старину слепых учили вязать и прясть. Постепенно добавилось плетение корзин и стульев, машинная вязка. В 1918-1945 гг. было введено обучение музыке, незрячие постигали азы ремесла настройщика музыкальных инструментов. Наша школа продолжает ремесленные традиции прошлого – у нас ребята учатся на массажистов, знакомятся со всевозможными техниками плетения, занимаются керамикой. Также предлагаются профессии обойщика мягкой мебели, переплетчика книг – всего 10 разных специальностей».

- Ваша школа – единственная подобная в Чехии?

«Мы единственная школа ремесленной направленности не только для детей с дефектами зрения, хотя у нас их больше всего, но и для детей с другими нарушениями – физическими и психическими. При школе работает и интернат, где живут учащиеся из других городов».

С начала этого года при школе им. А.Клара открыли и детский сад для детей с дефектами зрения, нарушениями речи и другими специальными образовательными потребностями. Как говорит Вера Коваржикова,

«Тут мы возобновили традицию, заложенную профессором Кларом, потому что при нем тоже работал подобный детский сад».

- Сложно ли найти работу ребятам, которые оканчивают вашу школу?

«Большинство учащихся определяется с местом работы уже во время учебы и прохождения практики. Ребят консультирует специальный педагог, который помогает им выбрать специальность или советует, как можно продолжить обучение в вузе, и социальный работник, который дает им практические советы – как им могут помочь на бирже труда и т.д.».

- Пани Коваржикова, а ваши ученики знают, кем был профессор Алоис Клар?

«Конечно, знают! За годы учебы они постоянно сталкиваются с этим именем. Сама школа названа в честь профессора, и даже остановка автобуса, на которой находится школа, носит его имя. В прошлом году мы отмечали 180-летие основания школы, а сейчас в пражском Каролинуме проходит выставка к 250-летию со дня рождения профессора»