Разговоры в пользу бедных

13.10.2012

Сегодня мы продолжаем рассказ о конференции по «цыганскому вопросу», который, кажется, никогда не

перестанет быть актуальным для Чехии, где проживает примерно 250 000 цыган. За последние пять лет государство выделило на проект интеграции цыган 521 миллион крон, которые были разделены между различными министерствами, однако ни в сфере образования, ни в сфере рынка труда или жилища для цыган прогресса не наблюдается.

Гостями конференции на тему "Цыганские ролевые модели" стали представители цыганских общин из других европейских стран, которые охотно делились успехами и опытом. Например, Болгария занимает первое место в Европе по удельному весу цыган среди населения. Они – второе этническое меньшинство в стране после турок. И вот что говорит Деян Колев, болгарский цыган-активист, лидер центра AMALIPE по межэтническому диалогу и терпимости. По образованию – историк и философ, автор семи книг по цыганской культуре и истории.

«Мы живем в очень важное время перехода. Наши страны перешли от коммунизма к демократии. Наши цыганские общины переживают еще одно изменение – от патриархата к современной модели. Цыганские ролевые модели сейчас - это как Крайова армия во время второй мировой. Это была польская армия, которая одновременно воевала против немцев и против русских. Цыганские модели сейчас должны тоже изменить не только традиции нашей общины, но и представления большинства, потому что большинство до сих пор воспринимает цыган как примитивное племя. Когда я говорю, что я цыган, мне говорят: «Нет-нет, не может быть, ты не пьешь, ты образован, жена твоя образованна еще больше, чем ты»…

Колев полагает, что политики предпочитают поддерживать традиционных цыганских лидеров, так как для них модернизация ромской общины означала бы осложнения. С другой стороны, даже самые традиционные цыганские общины в Болгарии осознают важность упорного труда и образования. Однако, большинство болгарских цыган продолжают воспринимать эти новинки как что-то привнесенное извне, не как чисто цыганское.

«Что мы делаем, чтобы поддержать модернизацию – интеграцию без ассимиляции? Мы хотим продолжать быть цыганами и сохранять нашу аутентичность. В 200 школах мы вводим предмет «цыганский фольклор», мы подготавливаем учебники, интерактивные диски, пособия, мы обучаем педагогов, представляя богатство цыганского фольклора, связанного с болгарским и турецким. Мы не забываем о традиционных мощных цыганских ценностях, таких как, скажем, уважение к старшим, единение со своей семьей, рассказываем о том, как они должны быть сохранены в новых реалиях. Цыганская община меняется и имеет что предложить большинству.

Время изменений – время героев. Цыганские ролевые модели сегодня имеют уникальный шанс на создание героев этого времени, героев, которые поменяют судьбу цыганского народа на поколения вперед». Кроме того, мистер Колев представил на конференции доклад о мерах по предупреждению раннего замужества среди цыганских женщин, подчеркивая, что проблема эта является скорее стереотипом, нежели неискоренимой цыганской привычкой.

Согласно статистике центра AMALIPE, средний возраст цыган, вступающих в брак, в Европе достигает 18. Цыган, которые отвергают более раннее сожительство (с 14 лет) на сегодняшний день больше, нежели тех, кто его одобряет (13 процентов). Идею о том, что родители должны выдавать замуж дочь за того, кто им по нраву, не спрашивая невесту, поддерживают 34, 5 процента цыган, тогда как 52 процента – против. Выдача за невестой приданого (бабаак) не одобряется сегодня большинством цыганских родителей, даже если девушка – девственница. Как и везде, в силе закономерность – чем ниже уровень благополучия, тем раньше заключаются браки, чем менее образован человек, тем раньше он заключает брак. Если цыганка начала сожительствовать с кем-то (что и считается браком), она обязана показать, что способна «плодоносить», иначе ей приходится стать предметом довольно жесткой стигматизации в общине.

Зденек Хорват, окончивший факультет социологии Карлова Университета, работает над образовательными программами для цыган и занимается вопросами финансирования цыганских НЖО. В настоящее время – директор чешского центра по интеграции иностранцев в Праге.

«Что я думаю по поводу цыганских ролевых моделей. Я не знаю, что думать. Я не думаю, что я лично – модель или пример, потому что мне кажется, я ни на кого особо не влияю. Я просто пытаюсь делать то, что мне нравится и то, что у меня получается. Я работаю над темой образования цыган. Эта тема межкультурного диалога и образования – мое хобби. Зарабатываю на жизнь я другим, потому что я женился когда мне было 22 и успел сделать троих детей. А сейчас я просто сейчас пытаюсь гарантировать достойные условия своей семье. Модель – это не человек, который успешен или амбициозен, а человек, который вдохновлен своим делом, молодой и энергичный, и у которого получается своим примером позитивно влиять на свое окружение. К сожалению, у меня нет для вас советов, как сделать так, чтобы мы все друг друга полюбили. Если у меня появятся инструкция, то я первым делом получу Нобелевскую премию».

Гелю Думиника, представитель Румынии, исполнительный директор агенства Impreuna, цыганской организации в Бухаресте. Четвертый ребенок в скромной цыганской семье: отец – разнорабочий, мать – уборщица. В свободное время, рассказывает Гелю, мама продавала семена подсолнуха и накопила так денег на учебу детей. Гелю закончил факультет социологии в бухарестском университете в 2002 году.

Он не согласен с постановкой самой темы конференции «Цыганские ролевые модели»:

«Мой отец, которого депортировали в 1942 году, говорил мне: «Если ты хочешь преуспеть, ты должен не просто быть хорош в чем-то, ты должен быть в два раза лучше, чем румын, потому что они будут судить о тебе исходя из того, что цыган. Ты должен мыться в два раза чаще, чем остальные, пользоваться дорогим одеколоном…»

Ролевые модели, вы говорите? Мы недавно устроили опрос среди цыганских детей в Румынии: «Кем вы хотите стать когда вырастете? Николаем Георгием (это один из самых знаменитых военных в цыганской истории) или Фанесом Пойтори (один из самых удачливых румынских мафиозо)»? И что выдумаете, ответили дети? Пойтори, потому что у него женщины, музыканты, деньги, полиция и политики в руках, он крут…

Вообще в Европе не принято просить подаяния на улице с ребенком на руках. У нас это нормально – на каждом шагу. Как объяснить этому человеку, что это неприлично? Попробуйте. Он будет нищенствовать, красть, но объяснить ему ролевые модели? Он беден. Вы слышали о пирамиде Маслоу? Внизу пирамиды – базовые потребности. Самоуважение и принадлежность к группе и самореализация – вверху пирамиды. Ролевые модели – это не для бедных, это для так называемого среднего класса. И нам нужно инвестировать в это. И решать, как мы можем подхлестнуть развитие миддл-класса»