Министерство образования изменит систему определения детей в специализированные школы

01.02.2013

В течение двух лет Чешская Республика попытается избавиться от репутации страны, дискриминирующей

цыганских детей в сфере доступности образования. Нелицеприятный ярлык Чехии был присужден Европейским судом по правам человека пять лет назад, считающим, что цыганские дети неоправданно и в чрезмерном количестве определяются в специализированные школы, ныне называемые практическими. Министерство образования намерено ввести периодические переосвидетельствования детей, нуждающихся в особой системе обучения, а также обновит статистику, касающуюся школьников цыганской национальности, получающих образование в школах для детей с легкими ментальными расстройствами.

Европейский суд по правам человека считает, что в Чехии в специализированные школы в большей мере определяются дети из цыганских семей. При этом чаще всего из-за недостаточного развития социальных навыков, а не по причине ментального расстройства. В итоговом заключении специального исследования, проведенного канцелярией чешского омбудсмена, говорится о 32-35% цыган среди учащихся практических школ. Осенью 2013 года Министерство образования готовится перепроверить данную статистику.

«Способность нашего государства получить релевантные данные в данном вопросе играет ключевую роль в процессе защиты перед органами Совета Европы, контролирующими выполнение требований, вынесенного судом вердикта. Другими словами, мы должны уметь доказать, что система распределения детей по разным типам школ, учитывая чешское законодательство, является этнически нейтральной и ведет к этнически нейтральным результатам», - подчеркивает заместитель министра образования Чехии Иржи Нантл.

Статистика будет обновлена на базе так называемых объединенных данных, которые исключают возможность выявления конкретной информации об отдельных учениках. Введет министерство и периодические освидетельствования учащихся практических школ.

«В ряде отчетов Школьной инспекции также говорилось о случаях, когда дети проходили диагностику только перед зачислением в первый класс. Далее, до момента окончания ребенком обязательного общеобразовательного курса школьного обучения, повторной диагностикой никто уже не занимался. Подобное положение дел, естественно, неприемлемо», - объясняет необходимость изменения системы распределения детей по разным типам школ заместитель главы образовательного ведомства Иржи Нантл