Из рынка сделали библиотеку

30.06.2012

Сегодня мы находимся в районе города Праги Смихов. Это тот район, который находится на левом берегу

реки Влтавы. А именно, мы сейчас стоим напротив здания местного районного рынка. Но здесь мы не потому, что нам необходимо что-то купить, а потому, что это интересное и красивое здание безусловно заслуживает внимания. Здание очень старое, но сегодня оно очень трепетно и качественно отремонтировано.

Олег Фетисов. Здание рынка сегодня в очень ухоженном, отреставрированном и приведенном в порядок состоянии.

Либор Кукал. Чем же оно так интересно и примечательно?

Олег Фетисов. Нашему вниманию открывается оригинальное здание, которое выделяется среди его окружающей застройки, тем что оно вписано в достаточно небольшом участке плотно застроенного района и носит функциональное назначение рынка. Точнее носило функциональное значение рынка. Здание имеет симметричную структуру функционально-планировочного решения здания, а также главного фасада. Налицо стиль сецессии, т.к. здание было построено в период с 1906 по 1909 годы, и автором этого уникального проекта являлся Алоис Ченски.

Либор Кукал. Раз мы заговорили о стиле, в котором выполнено здание, можно ли выделить его характерные черты? Все-таки этот стиль в Праге достаточно распространен, он, можно так сказать, зрелищный и приятный. Хотелось бы отметить, что в России этот стиль называют «модерн», в Германии и немецкоговорящих странах это «jugendstill», во Франции «art- nouveau», но и в Чехии ― «сецессия». И что же это такое?

Олег Фетисов. Стиль модерн, или же пражская сецессия, был новым художественным направлением в искусстве, которое было очень популярным и получило свое наибольшее развитие во второй половине XIX ― начале ХХ века. Его отличительными чертами является отказ от простых и прямых линий и углов. Все архитектурно-художественные идеи, как архитекторов этого периода, так и других деятелей искусства, отражались в художественном и декоративно-прикладном искусстве. Творческий поиск сводился, как правило, к поиску новых форм, технологий и мотивов.

Либор Кукал. Ну а если смотреть на это конкретное здание, перед которым мы находимся, демонстрирует ли оно новые технологии, растительные мотивы, орнаменты?

Олег Фетисов. Здание рынка является примером деликатного и легкого использования декора. Декор фасадов здания лепными элементами очень деликатен и скромен. Что касается вопроса поиска новых технологий и решений, наглядным примером является решение интерьеров и конструктивная схема здания. В здании очень эффектно использован металл: это колонны, которые поддерживают основную конструкцию здания, его кровлю.

Либор Кукал. Рынок все-таки немного напоминает индустриальное здание. Я прав?

Олег Фетисов. Я абсолютно с тобой согласен. С первого взгляда кажется, что это бывшие промышленные помещения. Мне кажется, что у совершенно не пресвященного человека о назначении здания может возникнуть мысль, что раз он находится в районе Смихов, то это может быть какой то промышленный пивоварный объект.

Либор Кукал. Менялось ли функциональное назначение здания? Мы уже говорили, что это был рынок. Но каково назначение здания сегодня?

Олег Фетисов. Действительно, здание не раз ремонтировалось и реконструировалось. Как и любое другое здание гражданского или жилого назначения, оно приходило в ненадлежащие для эксплуатации состояние, и к концу 1970-х годов произошла его глобальная модернизация. В результате модернизации здание рынка изменило свое функциональное назначение на торговый центр.

Либор Кукал. Сегодня первый этаж здания реконструирован под супермаркет, а на втором этаже разместилась библиотека. Так сказать, получилось мультифункциональное здание.

Олег Фетисов. Сегодня это действительно так, но в конце 70-х годов целью реконструкции было создать дополнительные торговые площади за счет добавления второго уровня. Кстати, по мнению многих критиков и специалистов, очень удивительным является факт «замуровки» фрагментов красивейших стальных колонн, которые формировали открытий и воздушный интерьер здания в перекрытие здания. Но сегодня здание является уникальным памятником и удачным примером реновации индустриального наследия города под новые функции: в данном случае, под торговую (универмаг) и социальную (филиал городской библиотеки).

Либор Кукал. Архитектором здания является Алоис Ченски. Если я не ошибаюсь, то здание, которое находится рядом с рынком, это тоже «его рук дело».

Олег Фетисов. Действительно, очень удивляет, когда два объекта находятся рядом и являются работами одного и того же автора. Конечно же национальный дом является более роскошным, декорированным проектом. По сравнению со зданием рынка оно выглядит более сецессным, и налицо большее количество различных декоративных растительных и прочих архитектурных элементов.

Либор Кукал. Хочу добавить, что под термином «национальный дом» ранее подразумевалась функция дома культуры.

Олег Фетисов. Эти два здания ― не единственные работы архитектора. Он успел поработать практически во всей Чехии.

Либор Кукал. Пожалуй, самое известное его здание находится в пражском районе Винограды - это довольно известный театр на Виноградах. Главный фасад здания выходит на площадь Мира, и, у меня есть такое предчувствие, что в одной из следующих передач мы поговорим о нем и о творчестве его автора