Храм, который держится на одном столбе

20.12.2012

Ежегодно на Пасху мы рассказываем вам о различных традициях, связанных с этим весенним праздником

который у всех ассоциируется с солнечной погодой, весенним теплом, приятным ветерком и прекрасным настроением. И, конечно же, в этот день, каждый человек, верующий или не верующий, находит в своей душе место для духовного тепла, которое приходит вместе с этим праздником.

В этом году православная Пасха задерживается больше, чем на месяц, и православные перешагнут своеобразный рубеж между зимой и весной только в мае. Однако в Чехии празднуют Пасху уже сегодня. Несмотря на то, что Чехия страна преимущественно католическая, православие также нашло здесь свое место. Только в Праге находится пять православных приходов. Мы уже неоднократно рассказывали вам о православной церкви на Ольшанском кладбище или о памятнике, связанном со Второй Мировой войной – православной церкви на улице Ресслова. Сегодня мы расскажем вам о православном храме, о котором мы еще ни разу не упоминали в наших передачах – храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Однако право повествования об этой церкви мы передадим человеку, который знает о ней очень многое – ее настоятелю протоирею Василию.

«Этот храм был основан в 1360 году Карлом IV Великим, королем и императором Священной Римской империи. Он позвал из Италии монахов-сервитов, это нищенствующий орден. И в марте того года был заложен первый камень в фундамент этой церкви. Свод этого храма держится на одном столбе, и считается, что это первый храм такого типа в Европе, а уже потом и другие стали строить по его подобию. Когда начались гуситские войны в 1420 году, храм был разрушен и выжжен. Здесь была установлена пушка, из которой гуситы стреляли на Вышеград. Однако, так как Вышеград находится высоко наверху, особого вреда ему не причинили, зато, по всей вероятности, когда оттуда отстреливались, этому храму были причинены значительные повреждения, и затем уже гуситы его сожгли. Тогда же здесь было сожжено 60 монахов-сервитов. Гуситы закрыли их здесь в храме и сожгли, они погребены здесь в храме, их могила находится прямо перед амвоном».

Могила сожженных монахов-сервитов действительно находится прямо посередине костела, однако, для того, чтобы ее увидеть, нужно приподнять ковер. Протоирей Василий великодушно показал мне это историческое место. Причем могила монахов – это не единственная могила, которая скрывается в каменном полу храма. Однако, не будем пока отвлекаться, а послушаем дальше историю церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

«Если мне не изменяет память, вновь храм был обновлен в 1666 году. Вновь сюда пришли сервиты и обновили монастырь, потому что то помещение, где мы сейчас находимся, пономарка, оно относится уже к монастырю. Сейчас там располагается Институт ревматологии. А раньше это было одно здание – храм вместе с монастырем. На этот раз после обновления храм просуществовал до тех пор, пока его не закрыл в рамках своих реформ австрийский император Йозеф II в 1780-х годах. С того времени здесь находилась военная часть, потом какие-то ремесленники. А в 1856 году храм решили снова освятить, потому что к тому времени здесь уже находилась больница для душевнобольных. С 1858 по 1862 годы здание прошло реставрацию под руководством архитектора Грубера. С тех пор храм выглядит так, как мы знаем его сегодня, до этого он выглядел несколько иначе. Сегодня можно увидеть небольшую часть того, как храм выглядел раньше, потому что в 2005 году у нас здесь прошла небольшая реконструкция, и было открыто одно ребро, с которого была снята штукатурка. Именно так храм выглядел до реставрации Грубером».

Чтобы не откладывать дело в долгий ящик, пойдемте посмотрим на открытую кладку, на одном из внутренних ребер, а заодно послушаем великолепную акустику этого, хоть и небольшого, но столь интересного костела.

«Вот видите, это было открыто в 2005 году, до этого все было заштукатурено. Открыть это место посоветовала одна академическая художница, армянка по происхождению. А до 1858 года все стены выглядели так – простой камень. Тогда же во время реконструкции Грубера была построена кафедра, откуда священники читали свои проповеди».

Осмотреть интерьеры костела мы еще вернемся немного позже, а сейчас дослушаем его историю.

«Потом в 1918 году храм перешел во владение государства, Первой Чехословацкой Республики, но все равно здесь находился храм, где молились римо-католики. А в 1995 году они оставили храм, потому что он им был не нужен, поскольку здесь в окрестностях у католиков много церквей. Этот храм является собственностью мэрии, потому тогдашний настоятель нашего храма написал прошение в мэрию через епархию. Этот настоятель основал наш приход 1 февраля 1990 года и был зарегистрирован в Министерстве культуры как 3й православный приход для верующих из Закарпатья и Восточной Словакии. Именно так он сначала официально и назывался, потому что сюда приезжали люди из Закарпатья на заработки и из Словакии тоже. Наш настоятель сам был словак – отец Михал Дандар. Насколько мне известно, после основания прихода молились в кафедральном соборе Кирилла и Мефодия на улице Ресслова, там служили или раннюю или позднюю литургию. Одну служили там местные на чешском, а одну – наши русины из Восточной Словакии и Закарпатья. Потом уже, когда получили этот храм в бесплатное пользование, в 1995 году сделали небольшой косметический ремонт, и на Пасху прошло первое богослужение, это было 22 апреля. Митрополит Дорофей освятил храм, и тогда состоялось первое православное богослужение в стенах этого храма».

В 2004 году настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы отец Михаил перешел в иную епархию, а владыка Христофор назначил настоятелем храма протоирея Василия. Как уже было сказано ранее, официально этот приход создан для верующих из Закарпатья и Восточной Словакии, кто же приходит в него чаще всего?

«В основном здесь прихожане из Закарпатья, потому что служится у нас на церковнославянском языке, но все напевы, распевы мы поем, как у нас в Закарпатье. Я сам родом из Закарпатья, хорового пения у нас нет, у нас поют дьяки, канторы на клиросе, а потом все, у кого есть книги, поют за дьяками. Так что хорового пения, как в Дейвицах или на Ольшанах у нас нет. Так у нас обычно поют в селах в Закарпатье, еще у нас есть староболгарские напевы и наши закарпатские. Так что люди, которые к нам приходят с Востока – из Восточной Украины или из России, им немножко не нравится наше пение, потому что оно не хоровое. Можно сказать, что наши дьяки немножко иногда перестараются и создают такой крик, шум. Сколько я их ни увещевал, сколько ни говорил, но некоторые считают, что нужно, наоборот, кричать, потому что так лучше. Хоть им и говорили уже, приезжали сюда и из Словакии, приезжала женщина, которая поет там в хоре, - у них такое же пение, как и у нас, только хоровое, - она тоже говорила, что они немного кричат. А некоторые думают, что если громче кричать, то Бог лучше услышит – ну это шутка, конечно. Но вообще от души поют, от души».

Мне довелось присутствовать на ранней воскресной литургии в храме Благовещения Пресвятой Богородицы, и могу сказать, что это было поистине глубокое духовное переживание. Служба в нем действительно отличалась от привычной мне литургии, на которой я бывала в России. Кроме того, небольшой костел был наполнен людьми настолько, что даже не всем удалось попасть внутрь. Люди стояли прямо на входе, на ступенях и, к моему большому удивлению, пели даже там. Как рассказал протоирей Василий, из-за того, что в храм Благовещения Пресвятой Богородицы во время богослужений уже практически не помещаются прихожане, часть их отошла в находящуюся неподалеку церковь, принадлежащую болгарской общине.

«До начала марта в нашем храме служили две литургии – ранняя была, она начиналась в 8 и поздняя – в 10. потом здесь неподалеку открыли еще один храм для болгарской общины, на территории больницы «У Аполинария», но болгар там ходит мало. Поэтому владыка сказал, что наши люди могут служить раннюю литургию в том храме. Тогда один из наших духовных, отец Ян, шел служить туда. Наших прихожан туда ходит на раннюю литургию уже около 100 человек. Когда у нас служилась ранняя и поздняя, то на раннюю приходило около 150 человек, а на позднюю – 300, но все равно все уже не помещаются. Думаю, что со временем многие разойдутся, так что место будет».

А теперь после столь интересного и подробного рассказа, давайте проследуем за протоиреем Василием осмотреть внутреннее убранство храма.

«Иконостас уже делался при отце Михале, моем предшественнике, который основал этот приход. Я уже был здесь и служил у него помощником. Иконостас делали в Закарпатье. Отец Михал написал прошение в мэрию, и они позволили сделать иконостас с духе готики. Так что русские художники в Карловых Варах создали эскиз под готику, и уже в Закарпатье по нему делали этот иконостас, а иконы нам потом уже здесь писали. Эти иконы создали разные иконописцы. Есть здесь грек, он живет в Остраве, «Божественную литургию» и «Рождество Христово», это он писал, он же написал и Андрея Первозванного. Другие иконы написаны живущей здесь украинкой Людмилой, еще одну написал украинец из Черновцов, который живет в Словакии, еще две написаны двумя разными священниками из Словакии, еще несколько нарисовала девушка из Словакии, которая училась в Загорске на иконописи».

В ближайшем будущем в храме появится еще несколько новых икон, однако, сейчас пока готовятся доски для их написания. Оказывается, что пишутся иконы не просто на обычной деревянной доске, а на изготовленной особым методом, причем в разных местах их делают по-разному.

«Сейчас нам готовят доски, потому что не было сухих досок из липы. Будет создано еще шесть икон, которые будет размещаться у нас около алтаря. Иконы пишутся на разных досках. Вот, например, эта из простых слоеных фанер, а остальные, кроме одной, написаны на досках, сделанные специальным методом с реечками на задней стороне, чтобы потом доска не выгибалась. А еще одна сделана по принципу, как делают в России, она сделана тоже с реечками, но немножко других способом, тоже, чтобы не сгибалась, когда будет высыхать».

И, наконец, мы подошли к одной из самых интересных частей интерьера – каменному столбу. Возможно, именно в честь него называется целая улица, на которой стоит храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

«Вот на этом столбе держится весь неф костела. Так что возможно, этот храм действительно стал образцом для многих храмов в Европе. Существует также версия, что название улицы На Слупи происходит от этого столба. Потому что по-чешски «sloup» – это столб, а «slup» – это тоже столб, но на старочешском». И вот одна из версий гласит, что это из-за этого столба, как бы «на столбе».

А еще в скором времени на башне этого храма должен появиться колокол, который некогда там уже был. Кстати, интересно, что сама башня, если смотреть на храм снаружи, немного наклонена в сторону улицы На Слупи. С достоверностью не известно, было ли там построено изначально, или же это произошло со временем. А пока небольшие колокола находятся прямо внутри храма, и звонят во время литургии гулким, немного резковатым звоном.

На этом наша передача подходит к концу, мы благодарим протоирея Василия Стойку за прекрасный рассказ о храме Благовещения Пресвятой Богородицы