Фестиваль попал в Нобелевскую точку

06.12.2012

Из тех чешских киносмотров, которые мы пока не освящали в нашей программе, нам не хотелось бы

пропустить Life Sciences Film festival, родившийся лишь в прошлом году в пражском Университете сельского хозяйства. Подготoвлен он в сотрудничестве с гражданским объединением Harvest Films и стремится познакомить не только студентов этой alma mater, но и представителей широкой общественности с открытиями, которые, несмотря на первостепенную их важность, не попадают в поле нашего зрения.

Говорит председатель Harvest Films Петр Александер:

- В прошлом году спустя два месяца после того, как был снят документальный фильм «Революция стволовых клеток» нам удалось заполучить его для нашего фестиваля – картина объясняет поразительные последние открытия в этой области, которые были совершены лишь несколько месяцев до съемок этой ленты. По стечению обстоятельств, как раз в минувший понедельник 8 октября эти открытия удостоились присуждения Нобелевской премии в области медицины и физиологии.

Лауреатами этой премии, уточню, стали японец Синъя Яманака и британец Джон Гердон, показавший, что специализация клеток может быть обратимой.

- А сегодня в нашей программе документальная картина «Скрытая жизнь наших генов», которая касается подобной проблематики – наших генов и биологии стволовых клеток и раскрывает самые последние изыскания в биологии за последние годы. Я думаю, что это просто прекрасно, что эти отражающие новые познания документальные картины, представленные на нашем фестивале, ориентированном на тематику природных наук, пересекаются с присуждением Нобелевской премии.

На фестиваль Life Sciences были присланы 133 документальных фильма со всех континентов из 24 стран мира – США, России, Индии, Китая, Германии, Франции и ряда других. 50 было отобрано для конкурсной программы.

- Единая проблематика пронизывает весь земной шар, который сегодня как бы уменьшается, все связано со всем. Например, проблема инвазивных чужеродных видов животных и растений, случайно занесенных человеком в новые для них регионы, актуальна как для Китая, так и для России, США или Европы. А что касается программы фестиваля, она непосредственно связана с направлением нашего Чешского университета сельского хозяйства и всех его факультетов – агрономического, что связано с выращиванием и производством всех видов продуктов питания, биологического, рыбоводства, селекции и других.

- Какая картина, по вашему мнению, претендует на победу?

- Мне кажется, это мог бы быть фильм «Симфония почвы» - с грунта ведь все начинается. Это красивая новая американская картина, которая касается земли, дающей начало жизни, со всех сторон, факторов охраны и деградации почвы. Думаю, что этот фильм заслуживает пристального внимания, поскольку он вплотную соприкасается со всей аграрной проблематикой. Помимо этого в программе фестиваля есть фильмы о воде, об экономике на стыке веры и науки - он называется «Во что мы верим?». В этом фильме освещаются вопросы нынешнего состояния экономики, до которого ее довел кризис, и проходит поиск решений выхода из кризисной ситуации. Покажем мы и фильм-портрет винодела, понявшего глубокие закономерности земли и исходящего из ее естественных биоритмов. Еще один отличный фильм - «Крестьянский блюз» о нидерландских фермерах, это экскурс в сельское хозяйство с 50-х годов до наших дней, исчерпывающая картина развития сельскохозяйственной политики в рамках всего Евросоюза.

- Есть в вашей программе и фильм о проблематике продуктовой самодостаточности Чехии?

- Эта чешская картина по своему духу подобна «Крестьянскому блюзу», так как ее исходная точка - состояние чешского земледелия много лет тому назад, когда мы были аграрным народом, и большая часть нашего трудоспособного населения была занята в сельском хозяйстве. А сегодня количество земледельцев неимоверно сократилось, эта тенденция заметна во всем мире, изменилась и сама технология обработки земли. С другой стороны, мы, однако, видим, как пробуждается ответственность фермера. И наш фестиваль стремится показать, каким образом в разных странах подходят к решению проблем, чтобы зритель мог вынести либо не вынести для себя из этого урок - это зависит от него самого, заключает Петр Александер